Закон об интернете

Блокировки, штрафы и понятия: как Госдума отрегулировала интернет

Закон об интернете

Госдума приняла закон о блокировке крупных зарубежных интернет-платформ за цензуру российских СМИ. Авторами инициативы, которая была внесена 19 ноября, стали председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн и его заместители Максим Кудрявцев, Александр Ющенко и Сергей Боярский.

«Не нужно извращать до тезиса, что кто-то собирается запретить , или другие иностранные площадки», — приводит слова Хинштейна пресс-служба профильного комитета.

Согласно тексту закона, Роскомнадзор получает право полностью или частично блокировать интернет-ресурсы, ограничивающие значимую информацию на территории РФ по признакам национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, профессии, места жительства и работы, отношения к религии и (или) в связи с введением иностранными государствами политических или экономических санкций в отношении России или россиян.

Также отмечено, что блокировка будет грозить сайтам в том числе за «дискриминацию в отношении материалов российских средств массовой информации».

В пояснительной записке указано, что актуальность данного законопроекта обусловлена «многочисленными фактами необоснованного ограничения доступа граждан Российской Федерации к информации российских СМИ со стороны отдельных интернет-ресурсов, в том числе зарегистрированных за пределами Российской Федерации».

«Так, с апреля 2020 года уполномоченные органы Российской Федерации фиксируют поступление жалоб от редакций средств массовой информации о фактах цензурирования их аккаунтов со стороны иностранных интернет-площадок , и . Цензуре подверглись такие средства массовой информации, как Russia Today, РИА Новости, Крым 24. Всего зафиксировано порядка 20 фактов дискриминации», — говорится в документе.

В ноябре в интервью телеканалу «Россия-24» Александр Хинштейн выразил надежду на то, что закон «не приведет к тотальной блокировке на территории Российской Федерации», однако документ «теоретически такое право дает». Он добавил, что рассчитывает «на бережное и аккуратное» применение закона, уточнив, что его инициатива не является «дубиной».

Еще один законопроект, принятый в среду Госдумой, вводит в российское законодательство определение «социальная сеть».

Теперь, если интернет-ресурс «предназначен и (или) используется его пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации», а его ежесуточная аудитория превышает 500 тыс.

человек, находящихся на территории Российской Федерации, то он будет признан социальной сетью и внесен в соответствующий реестр Роскомнадзора.

Сайты, попавшие в перечень надзорного органа, с 1 февраля 2021 года будут обязаны самостоятельно выявлять и блокировать контент, противоречащий законодательству РФ.

К нему относятся детская порнография, информация, склоняющая к самоубийству, данные о способах изготовления и применения наркотиков, реклама азартных игр и алкоголя и т.д. Помимо прочего, социальные сети должны отслеживать и оперативно удалять призывы к массовым беспорядкам и экстремизму, а также комментарии, содержащие в себе «явное неуважение» к обществу, государству и Конституции РФ.

Как ранее рассказал «Газете.

Ru» один из авторов поправки Сергей Боярский, ее основной смысл заключается в том, чтобы социальные сети активно включились в очищение своего пространства от информации, запрещенной к распространению в РФ.

По его словам, пока механизм мониторинга запрещенной информации существует только внутри социальных сетей, будучи прописанным в политике компании, но со следующего года он будет регулироваться федеральным законом. 

Также определение «социальная сеть» наконец будет «описано юридическим языком». 

Многомиллионные штрафы

Кроме того, 23 декабря Госдумой был принят законопроект о крупных штрафах для владельцев онлайн-платформ, отказывающихся удалять запрещенную к распространению в РФ информацию.

Авторами данной инициативы выступили депутаты Александр Хинштейн и Сергей Боярский.

Как следует из пояснительной записки, «провайдеры хостинга, владельцы сайтов, владельцы информационных ресурсов в сети Интернет обязаны предпринимать меры по ограничению доступа и (или) удалению информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено».

Однако ответственности за неисполнение таких требований как физическими, так и юридическими лицами в законодательстве не было.

«Из представленной Роскомнадзором статистики следует, что зачастую требования законодательства нарушаются крупными интернет-ресурсами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации.

Так, с интернет-ресурса , вопреки требованиям Роскомнадзора, к апрелю 2020 года не удалено 10 482 страницы URL с запрещенной информацией, с ресурса  — 1 462 URL, с ресурса Instagram — 1 435 URL, с  — 362 URL», — говорится в документе.

Теперь отказ от удаления запрещенного контента будет караться штрафами для граждан в размере от 50 до 100 тысяч рублей; для должностных лиц — от 200 до 400 тысяч рублей; для юридических лиц — от 800 тысяч до 4 млн рублей. За повторное нарушение сумма взыскания может быть увеличена до 8 млн рублей. 

Если речь идет об отсутствии реакции на требования об удалении призывов к экстремизму, порнографии с участием несовершеннолетних, а также данных о способах приобретения, изготовления или использования наркотических веществ, то ответственность будет более серьезной. 

В этом случае штраф для граждан составит от 100 до 200 тысяч рублей; для должностных лиц — от 400 до 800 тысяч рублей; для юридических лиц — от 3 до 8 млн рублей.

Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 500 тысяч рублей; на должностных лиц — от 800 тысяч до 1 млн рублей; на юридических лиц — от 8 до 15 млн рублей. 

Источник: https://www.gazeta.ru/tech/2020/12/23/13411502/gosduma_it.shtml

Как будет действовать закон о «суверенном интернете»?

Закон об интернете

С 1 ноября вступил в силу закон, в соответствии с которым в России создается национальная система маршрутизации интернет-трафика. Закон призван обезопасить отечественный сегмент интернета от возможных внешних угроз. 

Законом определяются необходимые правила маршрутизации трафика и организуется контроль их соблюдения, а также регулируются вопросы создания необходимой инфраструктуры, которая позволит обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам.

Кроме того, законом создается возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи.

Наконец, законом вводится необходимость проведения регулярных учений органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности российского сегмента сети.

На наиболее часто поступающие в адрес редакции официального сайта Государственной Думы вопросы о том, как именно будет работать закон, отвечает Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.

Закон вводит целый ряд новых понятий, в частности, «точка обмена трафиком», «номер автономной системы» — что они означают?

— Точка обмена трафиком – это физическое место, где соединяются между собой сети различных организаций (крупных компаний, провайдеров интернет-услуг, хостинг-провайдеров и т. п.).

Упрощенно – это зал, где стоят стойки с коммутаторами и много-много проводов, в котором как на бирже предлагаются маршруты движения пакетов информации. Выбор маршрутов или, другими словами, обмен трафиком осуществляется со скоростями, превышающими скорость работы домашнего роутера во много раз.

Такие точки существенно повышают качество и надежность интернета в стране и фактически являются национальным достоянием.

Номер автономной системы – это обозначение сетевой структуры, которая принадлежит одной административной единице (ООО, ЗАО или иной юридической форме, либо физическому лицу) и которая имеет соединения более чем с одним интернет-провайдером, таким образом обладает определенной самостоятельностью и самодостаточностью. 

Не следует путать номер автономной системы и IP-адрес. Автономной системе может быть назначено много IP-адресов. 

При определении маршрута прохождения пакета данных в направлении конкретного IP-адреса используются номера автономных систем, что упрощает процесс маршрутизации. Можно провести аналогию с почтой: номер автономной системы – это как почтовый индекс, а IP-адрес – полный адрес абонента.

Правда ли, что Россию по этому закону могут отключить от Всемирной сети, и в стране будет создан свой отдельный интернет?

— Рунет является частью общемирового цифрового пространства. В нашей стране культура взаимодействия с сетью, бизнес-подходы строились на принципах открытости и доступности ресурсов сети. Благодаря этому, компании российского IT-сообщества добились существенных успехов как на отечественном, так и на зарубежных рынках.

Когда критики закона говорят об изоляции Рунета, они переворачивают суть и задачи закона с ног на голову. 

Его главная цель в том, чтобы вне зависимости от внешних или внутренних условий интернет был доступен российским гражданам. 

Чтобы все те сервисы, которые сегодня обеспечивают быстрое и удобное решение задач пользователей, а это электронные госуслуги, онлайн-банкинг, социальные сети, интернет-магазины, – были доступны в полном объеме.

Ощутят ли простые пользователи эффект закона на себе? Не вырастет ли плата за интернет, ведь операторы связи должны будут потратиться на специальные технические средства для противодействия киберугрозам?

— По заверениям авторов и профильных органов исполнительной власти, расходы, необходимые для закупки оборудования противодействия угрозам, заложены в бюджете Российской Федерации на 2019–2021 годы в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» в части, относящейся к федеральному проекту «Информационная безопасность».

Учения, о которых говорится в законе, — что это такое и как они будут проходить?

— Порядок проведения учений будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Предполагается, что их проведение не будет заметно обычным пользователям. Имеющийся опыт уже проводившихся тестов подтверждает реальность подобных утверждений.

Эта система будет действовать всегда или будет реализовываться только в случае чрезвычайных ситуаций (например, при попытках воздействия на российский сегмент сети извне)?

— Централизованное управление адресацией и маршрутизацией в Рунете будет вводиться только в случае выявления угрозы, то есть когда Центр мониторинга определит наличие критического сбоя во внешней сети или целенаправленного воздействия на национальный сегмент сети Интернет. Порядок централизованного управления сетью утверждается Правительством Российской Федерации.

Означает ли этот закон, что будет легче блокировать информацию?

— Информация, распространение которой запрещено в России, уже блокируется согласно процедурам, прописанным в законодательстве.

 Закон предусматривает переход на более технологически совершенный уровень, который обеспечит выполнение требований законодательства об информации более точными инструментами работы с интернет-трафиком, использование которых не должно отражаться на качестве и скорости доступа к интернет-сервисам для граждан и компаний.

Не повлечет ли закон блокировку социальных сетей, скажем, или ?

— Хотел бы еще раз отметить, что закон не о блокировках, а о создании резервной системы обеспечения доступности ресурсов сети Интернет для российских пользователей, повышающей надежность и качество услуг связи.

Источник: http://duma.gov.ru/news/46774/

Суверенный интернет в России: что это такое и как новый закон скажется на пользователях и работе сети?

Закон об интернете

Законом о «суверенном интернете» называют Федеральный закон от 01.05.2019 N90-ФЗ. Данный нормативный акт вносит ряд поправок в Федеральный закон «О связи» и в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ряд положений ФЗ N90 вступил в силу с 1 ноября 2019 года, а ряд обретет силу с 1 января 2021 года.

Суверенный интернет: что это такое

Концепция создания суверенного, или, иными словами, независимого интернета, предусматривает создание специальных точек доступа, через которые будет проходить весь входящий и исходящий трафик на территории Российской Федерации. По сути, создается централизованная система контроля и управления сетями общего пользования. Правила обмена трафиком разработаны Роскомнадзором.

Согласно Постановлению Правительства от 13 февраля 2019 года N136 «О Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования», организация создания и управление новой централизованной системой поручены Роскомнадзору.

А тендер на реализацию проекта выиграла компания «РДП.ру» (дочерняя структура “Ростелекома”).

Реализовывать проект компания будет с использованием технологии DPI – deep packet inspection (система глубокого анализа пакетов).

Внедрив данную систему, Правительство также получит возможность временно отключить Россию от интернета. Данная возможность рассматривается законодателем, как крайняя мера на случай чрезвычайных обстоятельств.

Планируется также создание корневых серверов (DNS-серверов) на территории РФ, с помощью которых будет обеспечиваться работа интернета на всей территории страны в случае возникновения каких-либо угроз и попыток ограничить его работу извне.

Еще одним нововведением станет национальная система доменных имен, которая будет дублировать список доменных имен и номеров автономных систем, делегированных российским пользователям. Данную систему возможно будет применять вместе с другими системами доменных имен. Она станет одним из «кирпичиков», который позволит выстроить систему, обеспечивающую постоянный доступ к российским сайтам.

Приказ Роскомнадзора от 29.07.2019 N216 «Об определении перечня групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону» установил, что национальную систему доменных имен составляют доменные имена, входящие в следующие группы доменных имен, имеющих символьное значение:

  • домен верхнего уровня .RU;
  • домен верхнего уровня .РФ;
  • домен верхнего уровня .SU;
  • иные домены верхнего уровня, управление которыми осуществляется зарегистрированными на территории Российской Федерации юридическими лицами, являющимися зарегистрированными владельцами баз данных указанных доменов в международных организациях распределения сетевых адресов и доменных имен.

Основания для создания закона о независимом интернете

Угроза российскому сегменту интернета обсуждалась еще на совещании Совета безопасности России при участии Владимира Путина в 2014 году.

Минкомсвязи в ходе данного совещания выступил с докладом, который сводился к тому, что российский сегмент интернета крайне уязвим для внешних угроз.

Обсуждалась возможность как временной изоляции России от внешнего интернета, так и, наоборот, меры предотвращения такой изоляции извне.

2 декабря 2016 года ФСБ России сообщила, что ведомству стало известно о готовящемся кибернападении на ряд крупных банков России с целью дестабилизировать экономику страны.

Сотрудникам Федеральной службы безопасности удалось выявить, что техническая база для готовящегося нападения находится на территории Нидерландов, а оборудование принадлежит украинской хостинговой компании «BlazingFast».

ФСБ приняла ряд мер для минимизации ущерба и фиксации факта атаки.

29 декабря 2016 года Герман Клименко, советник Президента РФ по интернету, сообщил, что в случае обострения отношений РФ с США и странами ЕС возможно использование отключения РФ от интернета в качестве метода давления и влияния на политику страны. На этом основании советник Президента сделал вывод о необходимости создания средств для предотвращения данного давления.

4 июня 2018 года американская компания GeoTrust в рамках санкций, наложенных США, парализовала работу Общественной палаты РФ, когда заблокировала SSL-сертификат сайта, тем самым сделав его недоступным.

В сентябре 2018 года президент США Дональд Трамп подписал Национальную стратегию кибербезопасности США, один из пунктов которой гласит:

  • Preserve peace and security by strengthening the ability of the United States — in concert with allies and partners — to deter and, if necessary, punish those who use cyber tools for malicious purposes.

Что можно перевести, как:

  • Защищать мир и безопасность путем усиления способности США сообща с союзниками и партнерами значит сдерживать, а если необходимо наказывать тех, кто использует киберинструменты со злым умыслом.

Таким образом, принятая Трампом стратегия позволяет использовать интернет, как оружие, и применять к любой стране, якобы использующей интернет со злым умыслом против США.

В 2019 году американская аналитическая компания NetBlocks провела исследование, в ходе которого посчитала, что в случае внезапного отключения России от всемирной сети страна ежедневно будет терять около 20,4 млрд рублей.

Для защиты от подобного рода угроз законодатель и разработал закон о «суверенном интернете».

Россия далеко не первая страна, которая задумывается о защите интересов страны и населения в интернет-пространстве.

В Китае функционирует так называемый «Великий китайский файрвол», в США не так давно приняли вышеназванную стратегию кибербезопасности, а в Индии и Казахстане практикуют отключения интернета.

Цели, которые преследует вступивший в силу закон

В первую очередь, законодатель планирует создать на территории страны корневые серверы (DNS-серверы), которые позволят поддерживать автономную работу интернета даже в случае попыток отключения страны от всемирной сети. Таким образом, реализация законопроекта должна обеспечить стране защиту от угрозы лишения ее связи.

На Роскомнадзор возлагается обязанность следить за угрозами стабильности внутренних сетей страны, а на операторов связи, в свою очередь, ложится обязанность по установке специального оборудования для предотвращения негативного воздействия этих угроз. Оборудование будет закупаться на средства бюджета. На данный момент выделено 20,8 млрд рублей.

Помимо создания корневых серверов, целью законодателя является создание централизованной системы контроля за интернет-трафиком внутри страны.

Это позволит полностью отслеживать весь входящий и исходящий трафик, что, в свою очередь, позволит изменить механизм блокировки сайтов, распространяющих запрещенную законом информацию.

Сейчас блокировка происходит по ip-адресу, что вызывает ошибочные блокировки сторонних ресурсов, а также позволяет пользователям окольными путями получать доступ к заблокированным сайтам. Введение блокировки по трафику позволит избежать ошибок и запрещать доступ к конкретному ресурсу.

В случае чрезвычайной ситуации (например, войны) Правительство хочет иметь возможность не только поддерживать связь внутри страны, но и в случае необходимости полностью отключить Россию от мирового интернета или отключить интернет в целом. Эксперты отмечают, что технически реализовать такое отключение возможно, но его последствия парализуют работу всех служб страны, а ущерб экономике будет колоссальным.

Как повлияет на граждан новый закон

Счетная палата в своем критическом отзыве на ФЗ N90 указывала на возможное подорожание услуг связи из-за затрат на покупку, установку и обслуживание оборудования.

По нормам вступившего в силу закона операторы должны устанавливать специальное оборудование для защиты сети.

Деньги на это будут выделяться из бюджета, а вот затраты на установку и обслуживание оборудования, похоже, лягут на плечи операторов связи, а те, в свою очередь, переложат их на абонентов.

Представитель МТС Алексей Меркутов так же считает, что установка дополнительного оборудования повлечет за собой не только подорожание услуг связи, но и приведет к ухудшению их качества.

Поскольку на данный момент система не отлажена, а оборудование только начинают устанавливать, возможны отключения и сбои в работе интернета до того момента, пока система не будет полностью налажена.

Можно сделать вывод, что пользователи российского сегмента интернета могут столкнуться с временными проблемами технического характера на начальном этапе реализации закона, а также с увеличением стоимости услуг.

Законодатель твердо заявил, что доступ к информации будет ограничиваться только в случаях, предусмотренных законом, поскольку право на доступ к информации гарантируется Конституцией РФ (ст. 29 п. 4). Напомним, что на данный момент ограничивается доступ к интернет-ресурсам, которые:

  • распространяют экстремистские материалы;
  • распространяют порнографические материалы;
  • распространяют фейковые новости;
  • пропагандируют терроризм;
  • пропагандируют акты самоубийства среди несовершеннолетних;
  • нарушают закон об авторском праве;
  • оскорбляют представителей власти или государственные символы.

Доступ будет ограничиваться к сайтам, нарушающим федеральные законы РФ. Собственно, блокировка таких интернет-ресурсов проводилась и до принятия данного закона, и он не вводит никаких новых оснований для запрета доступа к ресурсам интернета.

Таким образом, закон улучшает сам механизм блокировки и, по заверениям законодателя, никак не воспрепятствует доступу граждан к мировой сети, а, наоборот, позволит обеспечить бесперебойную работу интернета в случае ЧП.

Грядущие изменения в 2021 году

1 января 2021 года вступит в силу положение ФЗ N90, обязывающее государственные органы, органы местного самоуправления, унитарные предприятия, а также государственные и муниципальные учреждения при взаимодействии в электронной форме как между собой, так и с частными организациями и физическими лицами, обеспечить возможность защиты данного способа взаимодействия. Защита передачи данных будет осуществляться в форме криптографической защиты информации, нормы которой установлены ФЗ N162 «О стандартизации в Российской Федерации».

1 января 2021 года также вступит в силу подпункт 3 пункта 8 статьи 56.2 федерального закона «О связи».

Данный пункт обязывает владельцев технологических сетей связи, имеющих автономный номер, использовать национальную систему доменных имен и применять технические и программные средства, работающие в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Критика ФЗ N90

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин выступил с критикой закона, указывая на то, что целью закона является обеспечение стабильной работы интернета в случае каких-либо угроз, но как раз централизованная система больше уязвима, так как в случае ЧП послужит единой точкой отказа работы всей сети.

Александр Шохин также указал на то, что создание корневых серверов на территории страны для обеспечения автономной работы интернета — напрасная трата денег, поскольку в России на данный момент размещены 11 корневых серверов, которые вполне справляются с нагрузкой.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/suverennui-internet.html

В россии вступил в силу закон об устойчивом рунете

Закон об интернете

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Закон об обеспечении устойчивой работы российского сегмента интернета в случае его отключения от глобальной инфраструктуры Всемирной сети вступил в силу.

Как заверяют официальные лица и эксперты, нововведение никак не отразится на российских пользователях, и Рунет останется частью мирового интернет-пространства.

“Со вступлением закона в силу российские пользователи никаких перемен на себе не почувствуют, качество связи не ухудшится”, – заявил ТАСС пресс-секретарь Минкомсвязи Евгений Новиков, добавив, что реализация закона идет по плану.

Положения закона

Согласно положениям закона, при возникновении угроз безопасной работе Рунета Роскомнадзор на территории России сможет брать на себя централизованное управление сетью связи общего пользования.

Утверждать порядок такого управления, определять виды угроз и меры по их устранению будет правительство.

В компетенции кабинета министров также входит определение случаев, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам. Такие средства операторам связи будет безвозмездно предоставлять Роскомнадзор.

В России будет создан Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования, пульт которого, как сообщалось ранее, будет располагаться в главном радиочастотном центре в Москве. Вспомогательные центры будут созданы и в федеральных округах.

У всех операторов связи свои центры мониторинга и управления собственной сетью уже существуют, а сейчас создается интегральная система, которая будет черпать аналитическую информацию из всех этих систем.

Именно это необходимо для эффективного решения общеотраслевых проблем во время чрезвычайных ситуаций – будь то недружественное воздействие извне или технологическая авария, заявил ранее ТАСС глава Роскомнадзора Александр Жаров.

По его словам, российское оборудование, которое получат операторы, не должно создавать помех услугам, оказываемым гражданам, и помех работе оборудования операторов связи.

Кроме того, это оборудование должно быть эффективным для решения основных задач: оно должно воздействовать на субъекты информационного пространства таким образом, чтобы они начинали выполнять российское законодательство.

Жаров заметил, что речь идет не только о механизме DPI (Deep packet inspection, “глубокая проверка пакетов”), который позволит блокировать запрещенные в РФ интернет-ресурсы.

Вокруг закона

Принятие закона вызвало общественный резонанс и опасения, не строится ли в России аналог китайского “Золотого щита”, а также смогут ли россияне пользоваться глобальной всемирной паутиной беспрепятственно.

В этой связи глава Роскомнадзора Жаров заверил, что Россия не намерена двигаться по пути Китая в развитии Рунета. Китайская система, напомнил он ранее ТАСС, работает по принципу – “что не разрешено – запрещено”, в России реализуется иной принцип – блокируется только то, что запрещено, или создаются ограничения той информации, которая запрещена.

Заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин также заверил, что китайский путь развития Рунета не подходит России. По его словам, в КНР внутренний рынок в разы больше, чем российский, и он самодостаточен для того, чтобы находиться в изолированной ситуации экономически.

При этом количество потенциальных пользователей Рунета – 300 млн человек, то есть численность потенциальной русскоязычной аудитории в два раза превышает численность населения России. Именно поэтому, считает Волин, уход на самоизоляцию означает сокращение рынка вдвое.

При этом технологическая изоляция интернета – “очень дорогое удовольствие”, а китайский опыт показывает, что все, кто хотят обойти блокировку, ее обходят.

В пресс-службе Института развития интернета ТАСС сообщили, что после вступления в силу закона для российских граждан ничего не изменится. “Россия останется частью мирового интернет-пространства, однако в перспективе устойчивость российского сегмента сети только возрастет.

Это связано с тем, что кроме международных серверов, которые будут функционировать и к которым сохранится доступ, в России на случай сбоев появится дублирующий сервер. Кроме того, отечественные алгоритмы шифрования будут использоваться параллельно с зарубежными, которые продолжат функционировать при возможных сбоях.

Это также касается и системы адресов корневых серверов”, – указали в пресс-службе.

Другие положения

Законом также предусматривается создание национальной системы доменных имен. Положения о системе, порядок ее создания и правила ее использования будет определять Роскомнадзор, который также установит перечень групп доменных имен, составляющих российскую доменную зону. Координацию будет осуществлять специальная некоммерческая организация, одним из учредителей которой будет Россия.

Кроме того, вводятся правила маршрутизации трафика, в соответствии с которыми весь обмен трафиком должен будет вестись через определенные точки обмена, включенные в специальный реестр. Вести его будет также Роскомнадзор, а порядок ведения утвердит кабмин.

Для операторов государственных и муниципальных информационных систем, информационных систем компаний, осуществляющих закупки в соответствии с профильным федеральным законом, вводится “запрет на использование при эксплуатации информационных систем баз данных и технических средств, размещенных за пределами РФ и не входящих в состав таких информационных систем”.

Положения о криптографической защите информации и национальной системе доменных имен начнут действовать 1 января 2021 года.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/7068960

Чем грозит россиянам закон о

Закон об интернете

В 2018 году в сети впервые появилась информация о возможном вступлении в силу закона о суверенном интернете. Будущий закон еще тогда вызвал шквал недовольства и беспокойств.

На днях же Совет Федерации одобрил законопроект № 608767-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “О связи” и Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации””, и уже в ноябре 2019 года он вступит в силу.

Разберемся, что значит закон о суверенном интернете, как будет работать независимая сеть всего через полгода, и с чем придется столкнуться пользователям.

Суверенный Интернет: что это?

Суть закона о суверенном Интернете в России:

  • за каждой точкой обмена трафиком будет закреплен свой номер автономной системы;
  • интернет-провайдеров обяжут установить инструменты, направленные на борьбу с “опасными” ресурсами — блокировку;
  • каждый канал связи, который станет пересекать границу государства, будет фиксироваться провайдером, а информация о нем — передаваться Правительству;
  • по распоряжению Правительства провайдеров обяжут менять каналы связи так, чтобы точки, через которые происходит обмен трафика, были зарегистрированы в реестре;
  • при возникновении угрозы контролировать Рунет будет Роскомнадзор;
  • также начнут проводиться учения провайдеров, нацеленные на повышение безопасности интернет-серфинга.

1 мая 2019 года Путин подписал закон о суверенном Интернете, но инициаторами этого проекта являются другие знаковые люди:

  • Андрей Клишас — сенатор, прославившийся законом об административной ответственности за оскорбление Конституции и государства в Интернете;
  • Людмила Бокова — член Совета Федерации, которая входит в совет попечителей фонда “Разумный интернет”;
  • Андрей Луговой — депутат Государственной Думы.

Андрей Клишас – российский политический деятель, один из основных инициаторов законопроекта о суверенном Интернете

Сколько же будет стоить внедрение независимого Интернета? Масштабный проект требует таких же огромных затрат, что также является объектом недовольства общественности. На данный момент на реализацию закона планируется потратить не менее 30 миллиардов рублей. При этом в сети появляются данные о том, что эта сумма может возрасти и до 50 миллиардов.

Такие затраты велики даже для России. Но депутаты оправдывают их тем, что в случае отключения Рунета от Всемирной сети страна понесет гораздо больший урон.

Зачем потребовалось введение законопроекта?

Прежде всего, изменения в действующее законодательство были внесены с учетом риска введения санкций относительно нашего государства и отключения местных провайдеров от иностранных ресурсов.

Факт. В случае внезапного отключения страны от Всемирного интернета, ущерб государства будет исчисляться миллиардами рублей. Но, как отмечается самими депутатами, такая ситуация практически невозможна.

Еще одна причина введения законопроекта — возможная атака российской сети. Входящий и исходящий трафик будут полностью контролироваться Роскомнадзором.

Поэтому в случае реальной угрозы “опасные” ресурсы подвергнутся ограничению.  Угрозы, которые могут привести к блокировке ресурсов, пока не уточнены.

Рассмотрение потенциальных опасностей пройдет позже, после чего их список будет опубликован в Постановлении Правительства РФ.

Последствия законопроекта

Чем грозит суверенный Интернет?

  • Роскомнадзор предоставит операторам связи технические средства, направленные на защиту от угроз Российской сети. Порядок их установки и действия, а также перечень угроз будут позже утверждены Правительством.
  • Операторов связи обяжут проходить обучение, нацеленное на обеспечение безопасной связи в Рунете.
  • При наличии угроз Роскомнадзор сможет самостоятельно управлять сетями общего пользования.
  • Из-за того, что у Роскомнадзора будет полная информация маршрутизации сообщений, он сможет блокировать доступ к любому подозрительному ресурсу, что значительно усложнит обход таких ограничений.

Новый законопроект вызвал немало шумихи. Когда стало известно о рассмотрении этих изменений, в Сети начали появляться петиции против закона о суверенном интернете. Причем инициаторами протестов стали не только обычные пользователи, но и известные люди. Так, например, Павел Дуров призвал собирать митинги.

Факт. Митинг против нового законопроекта прошел 10 марта 2019 года. На борьбу с законом вышло около 7 тысяч человек. Но, как мы видим, несогласие народа не принесло положительного результата.

Многотысячные митинги не возымели действия, хотя СМИ уверяют, что рядовых граждан законопроект вообще вряд ли коснется

Причиной для масштабного волнения пользователей стала информация о том, что уже в ноябре Мировой Интернет станет недоступен россиянам. Спешим успокоить, массового отключения от Всемирной сети не произойдет. Закон о суверенном Интернете в 2019 году разработан лишь на случай введения санкций относительно России. Но вероятность подобных ограничений довольно низкая.

А что касается блокировки некоторых интернет-ресурсов – эта крайняя мера станет применяться лишь в исключительных ситуациях. Недоступными окажутся только те сайты, которые представляют серьезную опасность для Рунета. Поэтому волнения среди пользователей практически не имеют оснований.

Страны с ограниченной Мировой сетью

Россия — не единственная страна, которая ввела закон о независимом Интернете. Такой закон действует на территории еще 10 государств. Причем в некоторых из них доступ во Всемирный Интернет полностью ограничен, а в других — лишь подвергается тотальному контролю. Расскажем, в каких странах еще действует суверенный интернет.

  • Северная Корея. На территории этого государства действует своя связь. Доступ к Интернету есть только у “элиты” — правительства, спецслужб и научных работников.
  • Мьянма. Мировая сеть доступна лишь в различных интернет-кафе.
  • Китай. В этой стране существует ограничение не на Мировую сеть, а на часть “опасных” для государства ресурсов. При попытке зайти на них блокировщик перенаправляет пользователя на те сайты, где размещена более выгодная для Китая информация.
  • Иран. Интернет полностью контролируется правительством. Поддаются блокировке те ресурсы, которые распространяют информацию, противоречащую идеологии государства. Также полностью запрещены социальные сети.
  • Венесуэла. Доступ в Интернет есть, но он блокируется при любой неудобной правительству ситуации, например, при забастовках.
  • Туркменистан. Здесь действует лишь один провайдер, поэтому любые передвижения по сети тщательно мониторятся спецслужбами.
  • Индия. Здесь нет ограничения по передвижениям в сети, но любые запросы контролируют спецслужбы.
  • Сирия. Действуют те же правила, что на территории Венесуэлы и Индии.
  • Тунис. Это государство также контролирует любые действия пользователей в Мировой сети.
  • Куба. На территории страны практически невозможно получить доступ во Всемирный интернет.

В Китае действует довольно жесткая интернет-цензура – специально разработанная программа “Золотой щит”, блокирующая сайты по определенным ключевым словам, а также ряд популярных ресурсов (например, Твиттер или Фейсбук)

Разобравшись, был ли принят закон о суверенном интернете, и чем он грозит для обычных пользователей, подведем итоги.

Несмотря на то, что новые правила вступят в силу уже 1 ноября 2019 года, изменения мы вряд ли заметим.

Последствия закона о суверенном Интернете преувеличены — ограничения рядовые граждане почувствуют только в случае блокировки некоторых ресурсов. Но и это произойдет лишь при возникновении серьезных угроз Рунету.

Оригинал статьи на сайте

Источник: https://zen.yandex.ru/media/subsidii/chem-grozit-rossiianam-zakon-o-suverennom-internete-i-zachem-on-nujen-5d0f39bcb34feb00af5df5da

Каким будет суверенный интернет

Закон об интернете

Какая вокруг этого закона паника — вы и сами знаете. А вот спокойный разбор по документам. Пока это всего лишь бумаги: как все будет работать на деле, никто не знает.

❗️⚡️

Источник: https://journal.tinkoff.ru/news/runet/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.