Закон о пропавших без вести

Содержание

������������������ ������ ����������������, �������� ���������� ���������������� ������������������ ��������������������������

Закон о пропавших без вести

������������������ ������ ���� �������������� ������������������, �������� �� ������ ���������� ���������������� “������������������ ��������������������������”.

�� �������������� �������� ���������������������� – ���������������������� ���������� ���� ��������������, ������ ���������� ����������.

������������ �������������������� ���������������� ���������� �� ���������� ���������������� �������� �� ���������� ���������������� ������������, ������������ �������������������� ������������, �������������������������� �������������������� ��������������������.

���� ��������, ���� ��������������, �� ������������ ��������-���� ���������� – ������ ���������� �������������� �� ������������������, �������������� ���������� ���� �������� �� �������� ������������ ���� ������������������.

���������������� �������������� �������������� ������������, ������ ������ ��������������.

����������������, ���� ������������ ���������������������� ��������������������, ���������������������������� 30-35 ���������� �������������� ���������������� – ������������������ ���� ���������� ���������������� ������������������������������ ������������.

������-���� ���� �������������� �������������� ���������������� ����������, ��������-���� �������� ������ ������������ ������������ ���������� ������ ��������������, �� ������������������ ���������� ������������������ “������������������ ����������������������������”.

����������������, ���� ������������ ���������������������� ��������������������, ���������������������������� 30-35 ���������� �������������� ���������������� – ������������������ ���� ���������� ���������������� ������������������������������ ������������

������ ����������, ������������, ���������������������� �������������������� �������������� �� ���������������� ���������������� ���������������� ���� ���������������������� ���������� �������������������� �������� ����.

�� ������������������, ������ ���������������������������� �������������������� ���������������������� ������������������ ���������� – �������������� �� ���������� ������������ ���� ���������� �������������� ���������������� ���� �������� ������������������ ��������������������������.

�� �������� ������������, �������������������� ������������������ ��������������, ��������������������, ������ ���� ������ �� 2012 �������� ���������� ���� ��������������, �� �� ������ ������ �� ������ ���� ���������� ���� ��������.

������������ ���������� ���������� ������ �������������� �������������������������� ������, ������ ������������ ���� ����������������������, �������������� ���������� �� ������������������������������������ ������������ �� ���������������� ������������������ – ���������� ������.

������������ �������� ������, �� ������������������ ���������� ���������� �� �������������� �� ���������������������� �������������������� – �������������� ����������������.

���� �������� ������ ������ ���������������� ����������, ������ �� �������������� �������������� ��������, ������ ������ ���������������������� ������ �� �������������������� ������������������������.

������������ �������������������������� ������, ������ ���������������������� ���������������� ������������������: ������ ��������, �������������� ������ ����������������������, �������������������� ������ �� ���� ��������.

�������� ������������ ������������������, ������ �� ������ ���� ���������� ������������������ ������ ��������������, �� ������ ������������ ������ �������������������� ���������������������� ��������, ������ ���� ������ “������������������ ��������������������������”.

������ ��������������������, ���������� ���������������� ������������ ���� ���������� ���� ������������ ������������������ �� ������������ ������������ “�� �������������������� ���������������������������� ������������������������ ������ �������������������� �� ���������������������� ������������������ ���� ��������”.

������������������ ������, ���������������� ������������������, ���� �� �������� ��������������. �� ������������������ ������ �������������������� �� ���������� ��������������.

���������������� �������������� ���������� ���� �������������������� �������� ����.

������ ������������������ ������������������ ��������, ���������������� ������������ ������������ �� ��������������, ������ “�������� ������������������ ������ ������������ ������������������������ ���������������� ��������������”. ���� ������������ �������������������� �������� ����, ������������������ �������� ���������� �� �������� ���������������� ������������������ �� ������������������, �� ������������������ ��������.

������������������ ���������� �������� �������������� ���������� “������������������ ��������������������������”, �������� �� �������������� �������� ���� ���������� ������ ����-���������������� ���� �� �������� ������ ����������������, ������ ���� ������������������

������ ������������������ �������������������� ��������. ���� �������������������� �������� ����������, ������ ������������ ���������� ���������� �� 1998 �������� �� �� ���������� ���������������� ������ ������������.

������������ 2012 �������� ������������������ �������������������� �� �������������� ������ �� �������������������� ���� ������������������������ ��������. ������������ �������� ������ ���������������� �������� ���� ���������������������� ������������������.

�� �������� �������� ������������������ �������������������������� �������������������� �������� ���� ������������������ �������������� ������������������������ 2017 ����������.

�� ������ ������������������, ������ ������ ���������� 2012 �������� �������� �������������������� ������������������ �������� �� ������ ������������ �� ������ ���������������� ������ ��������������������, ���������������� ���������������� �� ������������. �������������� �� ���������������������� ������������, ���������� – �� ��������������������������.

���� ������ ������ �������������������� ���� ����������, ������������������ �������� ��������������������������. �������� �� �������� �� ������������ ������������������ ���� �������������� ��������������.

�� ������ ��������������, ������ “�� ������������ �������������������� �������� ������������������������������ �������������������� ���� �������������������� �������������� ���� ����������������������”.

���������� ���� ������������������ ������ �� �������� �� ������������������ ������������ ��������������������-������������������ ������������ ���������������� �������������������������� ��������������. ������������������ ������������������, ������������������ ������ ������������, ������ ������������������������������ ���� �������������������� ������������������������, ���������� ���������������� ���� �������������� ������������������ ��������������������������. ���� ������������ ��������, “�������������� ������������������ ����������������”, ������ ���� ������ ���� ������������, �� “������������������ �������������������� �� ���������� ������������������ ���� ������������������”. ������������������ ������ ���������� ������������������������ ����������������. �� ������ ������������������ ������ ���� – ������.

�������� ���������������������������� �������������� ���������������� ������������������ ������������ �� ��������, ������ ������������������ ������ 42-�� ������������ ������������������������ ��������������.

�� ������ ��������������, ������ ������������������ ���������� �������� �������������� ���������� ������������������ �������������������������� ���� ������������������ “�������������������������������� ������”, �������� �� �������������� �������� ���� ���������� ������ �������������������� ���� �� �������� ������ ����������������, ������ ���� ������������������.

������������������ ������ ��������������������: ���������������� ������������������ �������������������� ������������������ �������������������������� – ������ �������������������������� �� �������� ���������� “���������������������� �������������������� �������������������� �� ���������� ������ ���������������������� ��������������������”, �������� ������������������ ������������������������ �������������� ����������, ������ �������������� �������������� �� ���������������� �������� ����������-���� ���������������� �� ������. ������ ����������������: ���������������� ������������������ ���������������� �������������������������� “���������� ���������� ����������������������������” ������������������ �������������������� ����������������������. ������������ ������ ������ ������������ �������������������� ����������������, ������ �� ������ “������������ ������, �� ������ ���������� �������������� ���������� ���� ������������������ ���� �������� ��������������������”. �� �������� �������������������� ���������� ��������������, ������ ���������������� ���������������� �������������������������� ���������� ������ �������������� �� ���������� ������������������ ������������������ ������������������, �������� ���� ���������� ���������� �������������� ����������-���� “�������������������� ���������������� �� �������������������������� �� ������������������������������ ����������”.

�������������� ������������ ���������������������� �� ��������, ������ ������������ �������������������� �� ���� ����������. ��������: ������������ ������������

���� �������������������� �������� ����������, ������ �� ���������� 2012 �������� �� ������������������ ���������������� �� �������������� ������ �������������� ����������������. ������ ������������ ���������������������� �� ��������.

������������ ���� �������� �� ��������������������-������������������ ���������������������� ��������������.

�� ������������������ �������� �������������������������� ������������������ �� ���������������������� ���������� ���� ������������������, ���������� �������������������� ���������������� ��������������������������.

�� �������� ��������, �������������������� ������������������ ������, �������������������� ����������������, �������������������������� �� 42-�� ������������ ������������������������ �������������� �������� ������������������ ����������, �������� ���� ����������-�������� ���������������� �� ������, ������ ������������������ ������������������. ���� �������������������� �������� ������������������ ���������������������� ������ ������������ ������������ ����, ������ ������������ ������������������ �� �������������� �� ���������� “������������������ ��������������������”.

���� ������������������ �������������������� �������� ����, ������ ���� �������� �������� �������������������� ���������������� �� ������������ ����-���� ���������������������� �������������������� �������� ������ ������������ �������� ����������������, �������������������� �� �������������������� ������������ ��������������, ���� ���������� �������� �������������������� ������ ������������ �� �������������� – ���������������� �������������������� ������������������ ��������������������������. ������ ���������������� ������������������ ���� ��������, ������������ ������������������ ������. ������ ������ ���������� ������������ ������������������ ������ ������������ “��������������������������”. ������ �������������� ���� ���������� �������� ����������������, �� ������������������ ������ ���������� �������� ������������������������ �� ������������ ���������� ����������������������.

Источник: https://rg.ru/2018/11/19/verhovnyj-sud-obiasnil-kogo-mozhno-priznat-bezvestno-otsutstvuiushchim.html

Когда человек считается без вести пропавшим: законные основания

Закон о пропавших без вести

В жизни может наступить ситуация, когда человек исчезает при неизвестных обстоятельствах, и никто не может дать никакой информации относительно его местонахождения. Даже в таком случае за ним сохраняются конституционные права и обязанности, а государство не может безосновательно считать его без вести пропавшим или умершим.

Для родственников такая неопределенность часто создает значительные неудобства, особенно по истечении большого периода времени. Через какое время человека признают без вести пропавшим и как это сделать – это юридическая задача, которая имеет свой порядок решения и определенные нюансы.

Какие законы регламентируют ситуацию

Законодательная база РФ дает четкое определение понятию «без вести пропавший», описывает алгоритмы проведения расследований и судебной процедуры. В законе четко сказано о правовых последствиях признания гражданина безвестно отсутствующим и о том, как права могут быть возобновлены в случае его возвращения.

Все эти вопросы описаны в Гражданском кодексе (статьи 42-45) и в Гражданско-процессуальном кодексе (статьи с 276 по 280). Понятие «без вести пропавший» включает в себя все аспекты социальной и семейной жизни человека. К примеру, гражданин покинул пределы своего дома или региона проживания и бесследно исчез, а тело его не было найдено. При этом невозможно установить факт смерти.

Трудовые и семейные обязанности пропавшего, кредитные обязательства, права на имущество сохраняются за ним. Но у его родственников, финансовых учреждений и работодателя возникает масса проблем и вопросов.

Для таких случаев в законе и предусмотрено понятие «безвестное отсутствие».

Это обстоятельство устанавливается на судебном уровне и означает, что пропавший человек не может исполнять свои обязанности и пользоваться правами по месту проживания и работы ввиду его физического отсутствия.

Также судебная инстанция перераспределяет права и обязанности исчезнувшего лица между родственниками или заинтересованными сторонами.

На каких основаниях гражданин будет признан без вести пропавшим

В статье 42 Гражданского кодекса указано два основных фактора, позволяющих считать человека пропавшим:

  1. Более 1 года ничего не известно о человеке и его месте пребывания. Самым важным основанием для принятия решения является тот факт, что гражданин отсутствует по месту жительства и работы по неустановленным причинам. Даже полиции не удается установить его местонахождение.
  2. Исчезновение было неожиданным. Это значит, что гражданин не скрылся в рамках умышленного действия, к примеру, в попытках избежать следствия.

Чтобы вынести окончательное решение, судья будет принимать во внимание следующие факторы:

  • располагают ли родственники пропавшего сведениями о его намерении уехать;
  • были ли у гражданина травмы или болезни, которые могли привести к его смерти, утрате памяти или координации, были ли психические расстройства;
  • остались ли по месту жительства или трудоустройства документы, особо ценные вещи, деньги исчезнувшего;
  • были ли конфликты на работе или дома, вероятность угроз от третьих лиц, наличие преступных связей;
  • числятся ли за гражданином долги, кредитные обязательства, имущественные споры;

Также будет учитываться наличие транспортного средства и факт исчезновения вместе с ним, возраст пропавшего и его категория (например, несовершеннолетний или беременная женщина).

В том числе, судья будет учитывать, насколько подозрительно ведут себя родственники без вести пропавшего.

Могут оценивать такие обстоятельства, как запоздалую подачу заявления об исчезновении, поспешное переоформление имущества, начало сожительства с третьим лицом, внезапный ремонт недвижимости и пр.

Правоохранительные органы будут учитывать криминогенность ситуации, к примеру, частые прогулки по безлюдным районам, выход на улицу в ночное время суток.

По истечении какого срока можно объявить гражданина безвестно отсутствующим

Когда человека будут считать без вести пропавшим? Официально гражданин может получить такой статус в том случае, если о нем нет никаких сведений в течение 1 года. Отсчет срока начинается с момента получения первой информации об исчезновении.

Если невозможно установить конкретный день, то отсчет начинается с первого числа последующего месяца после установления факта его исчезновения. В тех случаях, когда не удается точно назвать даже месяц исчезновения, то срок начинает отсчитываться с 1 января следующего года.

Правовые последствия процедуры

О последствиях признания человека безвестно отсутствующим говорится в статье 43 Гражданского кодекса. Итак, после судебного разбирательства права и обязанности перераспределяются следующим образом:

  1. Все трудовые отношения прекращаются, а договора считаются недействительными. Если исчезнувший человек являлся работодателем, то инициированные им договоры найма признаются расторгнутыми.
  2. Недвижимость и иное имущество, которое подлежит регулярному использованию или уходу передается лицу, которое выбирается Органом опеки и попечительства. На основании договора с этой организацией управляющий имуществом гасит задолженности, оплачивает налоги и счета. Ранее оформленные поручительства считаются недействительными (согласно статье 188 ГК).
  3. Агентские и фудициарные договора теряют юридическую силу.
  4. Все, кто находился под опекой или на иждивении без вести пропавшего могут претендовать на пенсию по потере кормильца. Для этого им необходимо будет подать соответствующее заявление в Пенсионный фонд. Все изначальные пособия и льготы сохраняются.
  5. После того, как будет вынесено соответствующее судебное решение, супруга или супруг без вести пропавшего имеют право на прекращение брака по упрощенному порядку, что регламентируется ст.19 Семейного кодекса. Дети пропавшего могут пройти процедуру усыновления.

Даже после судебного постановления наследники безвестно пропавшего не имеют права на вступление в наследство. Имущество обязательно поступает в доверительное управление. Распределение недвижимости или другого имущества между наследниками возможно только через 5 лет, т.е. после признания человека умершим.

Порядок судебного признания

Процесс признания без вести пропавшим описан в Гражданско-процессуальном кодексе, а именно в главе 30. Чтобы инициировать процесс, заинтересованное лицо должно направить соответствующее прошение в суд по месту проживания (статья 276). Участие прокурора в разбирательстве обязательно (статья 278).

Кто может подать заявление

Согласно статье 42 ГК РФ заявление может подать заинтересованное лицо. При этом закон никак не расшифровывает, кто может выступать заинтересованным лицом. По факту им может быть  работодатель, родственник, кредитор, напарник по бизнесу или его соучредитель, тот, кто делит с исчезнувшим собственность.

Иначе говоря, это может быть физическое или юридическое лицо, у которого были материально-правовые отношения с пропавшим без вести. Также инициировать разбирательство может прокурор.

Образец искового заявления

Законодательством не установлено обязательной формы искового заявления, но есть требования к его содержанию, прописанные в ст. 277 ГПК. Так, в обращении должна содержаться следующая информация:

  • с какой целью требуется признание статуса без вести пропавшего;
  • доказательства исчезновения и обстоятельства факта отсутствия;
  • дата отсчета и общий срок исчезновения;
  • возможные причины безвестного отсутствия, факты, угрожавшее жизни, если о таких известно.

В обращении к суду также рекомендуется описать, какие меры по розыску предпринимались. Если пропавший имел статус военнослужащего, то необходимо указать, в каких военных действиях он участвовал, и когда они завершились.

Какие документы нужно приложить к иску

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • копию удостоверения личности заявителя;
  • документ, свидетельствующий об определенном отношении к пропавшему (свидетельство о браке, договор и т.д.);
  • копии обращений в органы правопорядка на поиск пропавшего;
  • документы, которые подтверждают исчезновение человека (свидетельские показания, справка из МВД, последнего места работы или учебы и т.д.);
  • ходатайство о вызове свидетелей;
  • квитанция про уплату государственной пошлины.

Если есть документы или свидетельства, проливающие свет на возможные причины исчезновения, их также следует приложить к обращению. Быстрому продвижению дела поспособствует перечень заинтересованных лиц или тех, кто может обладать дополнительными сведениями.

Размер госпошлины

Размер уплаты на признание безвестного отсутствия гражданина устанавливается Налоговым кодексом, а именно статьей 333.19, и составляет 300 рублей.

Сроки судебного процесса

Только спустя 12 месяцев после установления факта исчезновения человека можно подать исковое заявление с прошением о признании гражданина без вести пропавшим. Согласно нормативным актам у таких прошений нет срока давности. Спустя 5 лет после исчезновения можно подавать прошение о признании человека умершим.

Алгоритм вынесения решения судом

Процесс судебного расследования регламентируется статьей 278 ГПК РФ. В ней говорится о том, что в ходе рассмотрения дела судья опрашивает всех, кто может быть причастным и обладает нужной информацией, а также делает соответствующие запросы в государственные инстанции и организации (Минздрав, МВД, ЖКО) по месту бывшего проживания исчезнувшего или его трудовой деятельности.

Исходя из результатов разбирательства суд выносит решение – удовлетворить исковое заявление или отказать в признании гражданина без вести пропавшим. Если решение было положительным, то подключаются органы опеки и попечительства, чтобы установить доверительное лицо, управляющее имуществом.

Почему в иске могут отказать

Если судья заподозрит, что пропавший человек жив, но хорошо скрывается, в удовлетворении иска будет отказано.

Как правило, подозрения возникают свидетельства того, что человек готовился к бегству.

Причинам такого поведения часто становятся правонарушения, долги или кредитные обязательства, желание уклониться от уплаты алиментов и др. обстоятельства, от которых гражданин желает скрыться.

Такой человек может уехать за границу или переехать в отдаленный регион России, сменить фамилии и даже изменить внешность. Также подозрение суда может вызвать тот факт, что родственники не предпринимали серьезных попыток найти пропавшего без вести.

Последствия возвращения безвестно отсутствующего

В практике есть ситуации, когда гражданин, уже признанный судом пропавшим, является к месту жительства или обнаруживается в другом регионе.

Согласно статье 44 Гражданского кодекса постановление суда в таком случае должно быть отменено, а человеку возвращены все его права и обязанности.

Управление его имуществом через доверительное лицо прекращается, и законный владелец снова получает свою недвижимость или другое имущество. Также за ним сохраняется право на жилье, в котором он проживал ранее.

Это значит, что все ранее совершенные действия и постановления становятся недействительными. К примеру, аннулируется усыновление детей и расторжение брака. Появившийся гражданин имеет право на восстановление на рабочем месте, если причины его исчезновения признаны вынужденными.

Источник: https://runasledstvo.ru/cherez-kakoe-vremya-cheloveka-priznayut-propavshim-bez-vesti/

Порядок признания человека пропавшим без вести и объявления умершим – основания, процедура и правовые последствия

Закон о пропавших без вести

Считать человека пропавшим или умершим нельзя безосновательно. Для подтверждения нужна соответствующая документация. Расскажем, кого и когда могут признать безвестно отсутствующим или умершим, каковы могут быть последствия от «случайной смерти» и внезапного появления – и определим, что делать, чтобы гражданина объявили пропавшим или умершим.

статьи:

Все основания для начала процедуры признания человека безвестно отсутствующим

Для того, чтобы гражданина признали безвестно отсутствующим, нужны веские основания.

Согласно статье 42 ГК РФ, россиянин может попасть в список без вести пропавших, если:

  1. Он отсутствовал в месте постоянного проживания длительный период времени – в течение 1 года.
  2. У родных и близких его людей нет информации о том, где он может находиться.
  3. Прошел установленный срок, необходимый на ожидание гражданина или его поиски.

Не стоит путать понятие «без вести отсутствующий» и «умерший».

Заметьте, если человека на протяжении 5 лет нет, он не появлялся, сведения о его возможном местонахождении не поступали, то его судебные органы признают умершим.

Образцы заявлений о признании человека безвестно отсутствующим, объявления умершим – готовые бланки для скачивания

Признать гражданина без вести пропавшим или умершим может только суд.

Инициатором, как правило, является третье лицо.

Им может выступать:

  1. Законный супруг.
  2. Нетрудоспособные иждивенцы, которых обеспечивал и содержал пропавший гражданин.
  3. Россияне, права которых он нарушил. Например, когда он совершил преступление – и скрылся.
  4. Прокурор.

  5. Представитель органов местной власти.

Отменить данный статус гражданин сможет, если появится в месте своего постоянного проживания – или сообщит, где он находится.

Решение суда будет аннулировано, а статус «безвестно отсутствующий» будет отменен.

Правовые последствия признания человека безвестно отсутствующим и объявления умершим, а также его появления после этого

После того, как гражданин пропал, органы внутренних дел проводят розыскные мероприятия. По истечении определенного времени, человека объявляют умершим.

Затем начинаются мероприятия, возникающие при реальной смерти гражданина.

Правовые последствия таковы:

  1. Супруг исчезнувшего человека может расторгнуть брак в одностороннем порядке.
  2. Имущество того, кто без вести отсутствует, передается по суду определенному лицу. Его выбирают органы опеки, если необходимо постоянно управлять этим имуществом (ч.1 ст.43 ГК РФ).

    Заметьте, что часть из этого имущества передается иждивенцам, которых пропавший человек должен содержать.

  3. Управляющий может распоряжаться имуществом, пока гражданин отсутствует. Его права должны соответствовать российским законам.
  4. В случае смерти, брак автоматически прекращен.

  5. Все имущество умершего разделяется в виде наследства.
  6. Личные обязательства, возникшие перед другими гражданами, прекращаются.
  7. Долги по каким-либо обязательствам будут погашаться за счет имущества пропавшего.

  8. Дети пропавшего гражданина или те, кого он содержал, могут рассчитывать на получение пенсии по потере кормильца.

Все решения судебных органов о смерти человека будут отменены только через судебные процедуры, если гражданин объявился.

Он имеет полное право вернуть все свои вещи, возвратить имущество, которое перешло в распоряжение третьих лиц. Исключение составляют денежные средства и ценные бумаги.

Все становится так, как было до обращения в судебную инстанцию по вопросу о присвоении гражданину статуса без вести отсутствующего или умершего.

Важно: ответчик, знающий о том, что истец жив, будет отвечать по закону за свои слова. Ему придется вернуть не только полученное имущество, но и заплатить компенсацию в случае его порчи, потери и т.п.

Сокращенное исчисление срока признания человека пропавшим без вести

Законом установлен сокращенный срок, по исчислению которого человека будут считать пропавшим. Этот период составляет полгода.

Сокращенное время может быть применено, если гражданин пропал при чрезвычайных обстоятельствах, которые поставили его жизнь под угрозу. Безусловно, все прописывается в документации.

Также отмечают сокращенный срок для признания человека умершим. Этот период составляет 2 года, а не положенные 5 лет. Срок уменьшат, когда будет доказано, что люди попали в ЧС – или пропали по причине военных действий. Окончанием срока будет считаться официальная дата прекращения военных действий.

Пример, когда может быть применен сокращенный срок:

Иванов и Соловьев отправились в исследовательскую экспедицию на гору Фишт. Спустя неделю они должны были вернуться, но о себе никаким образом не сообщили.

По решению суда Иванова и Соловьева признали спустя полгода пропавшими без вести. Причиной стал несчастный случай.

При определении даты смерти пропавшего человека, судьи будут опираться на такие правила:

  1. Дата может совпадать с вступлением в законную силу Решения судебных органов.
  2. При имеющихся догадках о возможном моменте гибели будет утверждаться именно эта дата.

  3. Днем смерти может быть утвержден день, когда гражданин в последний раз сообщал о себе, выходил на связь.

О выборе даты смерти ответчик должен ходатайствовать в суде.

Желание установить определенную дату должно быть обоснованно и подкреплено документацией.

Процедура признания человека безвестно отсутствующим и объявления умершим – куда обращаться, какие документы понадобятся?

Документы на признание гражданина без вести пропавшим или умершим:

  1. Документы пропавшего лица, если они имеются.
  2. Бумаги, доказывающие степень родства. Например: брачное свидетельство, свидетельство о рождении детей т т.п.
  3. Копия заявления в полицию.
  4. Документы из полиции, подтверждающие, что пропавшее лицо числится в картотеке с определенного времени, и результаты действий по поиску человека.
  5. Справку о последнем месте проживания пропавшего.
  6. Справку о том, что отсутствующий не находится в розыске за совершенные злодеяния.

Процедура признания гражданина пропавшим или умершим подразумевает такие действия:

  1. Лицо, заметившее пропажу гражданина, обращается в органы внутренних дел или полицию. Представители проводят проверку, сообщают заявителю о том, что россиянин считается без вести отсутствующим или умершим.
  2. Заявитель собирает документационный пакет.

  3. Обратившийся гражданин оформляет исковое заявление. С ним, а также со всеми документами, он отправится в районный суд.
  4. Далее будет проходить судебное разбирательство по данному вопросу. Могут быть привлечены третьи лица, свидетели.

    Также важный момент, если заявитель обращался ранее в полицию, то к материалам делам могут приобщить розыскное дело. В них будут указаны все доказательства и факты.

  5. На основании всех предоставленных документов суд вынесет решение.

Помните, что нужно будет заплатить госпошлину. Ее размер составляет 200 руб.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/986-poryadok-priznaniya-cheloveka-propavshim-bez-vesti-i-obyavleniya-umershim.html

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц

Закон о пропавших без вести

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).

Кор: Что явилось причиной разработки приказа?

А.Г.

: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.

Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.

Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Кор: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?

А.Г.

: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности). 

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела. 

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).

Кор: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?

А.Г.

: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнен перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица. 

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определен механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью. 

Данные новеллы обеспечат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Кор: На какие категории пропавших граждан распространяется действие Инструкции?

А.Г.

: В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. То есть без деления людей на какие-либо категории. 

В этой связи положения Инструкции обеспечат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Кор: Вы отметили, что приоритетом является своевременность принятия розыскных мер. Как это сочетается с бытующим мнением о том, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток? 

С данным вопросом связан другой: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приеме заявления. Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник.

А.Г.

: Относительно первой части вопроса скажу сразу, что суждения по поводу трех суток вымышлены, они под собой не имеют правовой основы.

Именно поэтому в Инструкции установлено, я цитирую ее пункт 3: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Так, в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г.

№ 736, заявления и сообщения о преступлениях, о происшествиях подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что прием сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно.

Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.

д.) лишен права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

Кор: Куда следует обратиться гражданину, если пропал его близкий человек?

А.Г.

: С учетом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России.

Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган.

Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счете направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Кор: Каков алгоритм реагирования на заявления о безвестном исчезновении гражданина?

А.Г.

: Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации». 

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем.

При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица. 

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=lSibMff1ops

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Кор: Как быть, если возникает спор относительно компетенции различных правоохранительных органов?

А.Г: Взаимодействие основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией.

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии – органов внутренних дел.

В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передает соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

Кор: Когда приказ вступит в законную силу?

А.Г.

: Мы надеемся, что приказ успешно пройдет государственную регистрацию в Минюсте России, после чего он будет опубликован в установленном порядке и по истечении десяти дней вступит в силу.

ДПД МВД России

Источник: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Departamenti/Dogovorno_pravovoj_departament/Publikacii_i_vistuplenija/item/3080881

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.