Проблемы назначения наказания участникам незаконного оборота наркотиков

Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Проблемы назначения наказания участникам незаконного оборота наркотиков

Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ установлена в девяти статьях УК РФ. Уголовно наказуемыми считаются их незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта в крупном и особо крупном размере (ст.

228 УК РФ); незаконные производство, сбыт или пересылка (ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота (ст. 228.2 УК РФ); хищение либо вымогательство (ст. 229 УК РФ); склонение к потреблению (ст. 230 УК РФ); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст.

231 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст.

233 УК РФ), а также контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 188 УК РФ).

Уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Исключением является их хищение и вымогательство: ответственность наступает с 14 лет.

В случае если преступление совершено до наступления возраста уголовной ответственности, то правоохранительные органы совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних имеют широкий арсенал мер воздействия к виновному лицу, а также его родителям, либо лицам, их заменяющим.

Однако они не относятся к уголовному наказанию, и, соответственно, их характер менее строг.

Вместе с тем и уголовное наказание далеко не единственное в рамках уголовного права средство противодействия рассматриваемому явлению. В первую очередь это относится к несовершеннолетним, совершившим преступления на фоне потребления наркотиков.

В УК РФ специально выделены разделы V и VI (“Уголовная ответственность несовершеннолетних” и “Принудительные меры медицинского характера”), предусматривающие возможность использования большого выбора широких средств по своей сути предупредительного характера.

Так, в ч. 2 ст.

87 УК РФ указывается на то, что к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (в настоящий момент в Новгородской области отсутствуют).

В соответствии с ч. 2 ст. 90 УК РФ “Применение принудительных мер воспитательного воздействия” несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Не менее значимой является возможность применения к несовершеннолетним правонарушителям, имеющим опыт употребления наркотиков, принудительных мер медицинского характера. В их число согласно ч. 1 ст. 99 УК РФ “Виды принудительных мер медицинского характера” входят:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в стационаре специализированного типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Существенным дополнением к уголовно-правовым мерам борьбы с наркотизмом, содержащимся в УК РФ, является примечание к ст. 228 УК РФ, которым предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности при незаконных действиях с наркотиками.

В соответствии с ним лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом, изобличению лиц, их совершавших, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Административная ответственность за совершение правонарушений по линии незаконного оборота наркотиков.

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества,

 – влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, –

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание.

Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ

1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.

22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества,

– влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, –

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание.

Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

Статья 6.9.1. Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ

Уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, освобожденным от административной ответственности в соответствии с примечанием к статье 6.

9 настоящего Кодекса, либо уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судьей возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ,

– влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.

Примечание.

Лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.

Источник: https://251.56.xn--b1aew.xn--p1ai/document/17938803

Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотиков (ст. ст. 228, 2281 УК РФ)

Проблемы назначения наказания участникам незаконного оборота наркотиков

Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотиков (ст. ст. 228, 2281 УК РФ)

Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, являются одной из наиболее опасных категорий уголовно-наказуемых деяний, причиняющих значительный вред обществу и государству в целом.

Нелегальное распространение и употребление наркотикосодержащих веществ и препаратов деградирует личность наркомана, постоянно толкает его к совершению различных преступлений, значительно уменьшает интеллектуальный потенциал общества и путем мутации изменяет его генофонд.

Наркомания как одна из форм девиантного поведения, представляет собой фактор риска, способствующий стремительному распространению ВИЧ-инфекции, которая обычно имеет летальный исход.

Особую опасность представляет то, что ВИЧ-инфекция и другие вирусные заболевания, передаваемые через кровь, представляют реальную угрозу не только для самих потребителей наркотиков, но и для социального, экономического и нравственного здоровья нации в целом.

В последние годы проблема незаконного оборота наркотиков в России приобрела особую актуальность.

Говоря о количестве преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, среди общеуголовных преступлений, можно отметить, что они имеют значительное количество и составляют около 5% от общего числа зарегистрированных в стране преступлений[1].

Учитывая, что в среднем ежегодно один наркоман привлекает к потреблению наркотиков не менее пяти новичков, можно прогнозировать, что при таких темпах роста в ближайшие годы наркомания может поглотить половину всего населения России.

В сложившейся наркотической и эпидемиологической ситуации решающая роль в противодействии организованному наркобизнесу и злоупотреблению наркотиками справедливо отводится социальному контролю и государственному регулированию, которое, в частности, выражается в принятии или совершенствовании законодательных и иных нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Несмотря на то, что в РФ действует более 70 федеральных законов, свыше 100 постановлений Государственной Думы, более 200 указов президента и постановлений Правительства, касающихся проблемы противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, остается достаточно много подводных камней[2].

Во многом наркотическому произволу в России способствуют недостатки уголовного законодательства и отсутствие эффективной программы противодействия данным преступлениям.

В этой связи особое значение приобретает разработка уголовно-правовых мер, направленных на предупреждение и нейтрализацию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Мы полагаем, что конструкции составов преступлений, предусмотренных статьями 228, 2281 УК РФ, имеют ряд недостатков, которые могут повлиять на правоприменительную практику.

1.  В последнее время многими учеными-юристами высказывается позиция, что более справедливым и целесообразным было бы снизить возраст уголовной ответственности за совершение незаконных действий с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами с 16 до 14 лет.

А в отношении лиц, не достигших 14 лет, рассматривается возможность помещения их в специальные учебно-воспитательные учреждения.

Однако с нашей точки зрения эта позиция не совсем правильна, так как снижение возраста привлечения к уголовной ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ до 14 лет будет способствовать лишь рекрутированию молодежной преступности.

На наш взгляд, снижение возраста уголовной ответственности за совершение незаконных действий с наркотиками до 14 лет оправдано, только если деяния совершены с целью сбыта.

В таком случае для подростков очевиден характер и повышенная степень общественной опасности их действий. В связи с этим в ч.

2 статьи 20 УК РФ следовало бы внести изменения, в соответствии с которыми ответственность за незаконные действия с наркотиками с целью сбыта наступала бы уже с 14 лет.

2.  Важнейшей дискуссионной проблемой является обоснованность установления уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотиков.

Некоторыми авторами предлагается полное исключение уголовной ответственности за приобретение, изготовление, переработку и хранение наркотических средств и психотропных веществ независимо от их размера, если они совершены в целях личного потребления этих наркотических средств и психотропных веществ[3].

Они утверждают, что эти незаконные действия с наркотиками составляют в своей совокупности подготовительный этап к потреблению наркотических средств, и искусственное расчленение этапов одного деяния и установление уголовной ответственности за каждый из них является алогичным решением законодателя.

Нам представляется, что такая позиция еще больше усугубит положение дела и полностью парализует деятельность правоохранительных органов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

В случае принятия законодателем такой правовой позиции любое лицо, осуществляющее сбыт наркотических средств, фактически будет иметь возможность избежать уголовной ответственности, ему достаточно лишь заявить о том, что изъятые наркотические средства используются для собственного потребления.

По нашему мнению, нужно применять более строгие меры относительно граждан, неоднократно подвергавшихся административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 6.8 и 6.9 Кодекса об административных правонарушениях.

Некоторыми учеными-правоведами предлагается установить уголовную ответственность за потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и соответственно внести в УК норму соответствующего содержания.

На наш взгляд криминализация преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков без цели сбыта в небольших размерах, будет иметь опасную формулировку объективной стороны, рассматриваемую нами в качестве неограниченных возможностей для привлечения к уголовной ответственности лиц, в той либо иной мере прикосновенных к незаконному обороту наркотиков. Для возбуждения уголовного дела будет достаточно обнаружения такого минимального количества препарата, которого достаточно для одной дозы. Это грозит опасностью правоприменительного субъективизма, произвольного манипулирования статистическими данными, когда возникает необходимость создания благоприятных показателей в борьбе с наркопреступностью.

Другие авторы высказывают мнение, что законодатель, устанавливая ответственность за незаконное приобретение, хранение… наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов в крупном размере, предусмотренные ч.1 ст. 228 УК РФ, фактически завуалировал в них ответственность лиц, страдающих наркоманией за немедицинское потребление наркотиков.

Действительно, с одной стороны уголовная ответственность за немедицинское потребление наркотических средств отсутствует, но с другой стороны не приобретя и не храня при себе наркотических средств и психотропных веществ нельзя их использовать для удовлетворения наркотической зависимости[4].

Мы придерживаемся последней позиции об отсутствии необходимости выделять в отдельную статью уголовную ответственность за немедицинское потребление наркотиков. Однако считаем целесообразным внести коррективы в ст.

228 УК РФ и закрепить в качестве обстоятельства, смягчающего уголовную ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами без цели сбыта, наличие у лица заболевания «наркомания».

3.  На наш взгляд законодатель необоснованно исключил из диспозиции ч.1 ст. 228 УК РФ пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Включение признака пересылки без цели быта позволит избежать необоснованного осуждения лиц, осуществляющих указанное действие для собственного потребления. При этом общественная опасность, создаваемая данным уголовно-наказуемым деянием, будет соответствовать виду и размеру наказания.

Необходимо также внести коррективы в ч.1 ст. 228-1, указав на цель совершаемых незаконных действий: «Незаконное производство, пересылка с целью сбыта или сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов».

Нам представляется, что отсутствие в Уголовном законе ответственности за хранение, перевозку, пересылку в целях сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов порождает правовой вакуум.

4.  Представляется наиболее верной правовая позиция, при которой в диспозицию ст.

2281 УК РФ будут включены дополнительные квалифицирующие признаки, такие как: совершение преступления с целью сбыта в местах отбывания наказания в виде лишения свободы; с особо опасными наркотическими средствами; в учебном заведении, общественном учреждении или в непосредственной близости от них, а также других местах, используемых для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий.

5.  Конфискация имущества как уголовное наказание за незаконный оборот наркотиков в действующей редакции УК отсутствует.

По нашему мнению, исключение из УК РФ такого уголовного наказания, как конфискация имущества за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и замена его на штраф является непросчитанным шагом в борьбе с наркобизнесом[5].

Сбыт наркотических средств является экономически доходным преступным мероприятием и имеет абсолютные рекорды по прибыльности. Кроме этого возникает вопрос, почему УК не содержит дополнительное уголовное наказание в виде штрафа за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2281 УК РФ.

По всей видимости, предполагается, что доходы от таких преступных действий невелики. Так же хотелось бы отметить, что при применении такого вида уголовного наказания, как конфискация имущества, государство могло бы решить две проблемы – лишить наркобизнес финансирования и пополнить собственный бюджет[6]. Поэтому нам представляется очевидной необходимость дополнения санкций ст. 2281 конфискацией имущества.

Проблеме уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков посвящали свои работы многие ученые: , , Э. Г Гасанов, и другие. Однако в настоящее время остается много нерешенных вопросов, связанных с правовым регулированием незаконного оборота наркотиков. В этом докладе изложены далеко не все проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотиков.

Было бы целесообразно также дополнить диспозиции статей указанием на прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых ограничен в РФ в соответствии с п. 13 ст.

14 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; дополнить УК отдельной статьей о дифференциации ответственности посредников в сбыте наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов (Категории посредников: «драгдилеры», для которых сбыт является преступным промыслом; лица, однократно либо периодически приобретающие наркотики за деньги и по просьбе потребителей (как правило – родственников или знакомых)); измененить диспозиции ст. 228 УК РФ посредством распространения уголовной ответственности за незаконную перевозку наркотиков только на случаи, сопряженные с его сбытом.

[1] www. *****

[2] А. Дьяченко, Е. Четвертакова. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК зарубежных стран // Уголовное право, 2001, №1. с. 8-16.

[3] См.: Ответственность за незаконный оборот наркотиков: вопросы правотворчества и правоприменения. // российская юстиция. 2000, №7. с. 15

[4] Федорюк уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ // Автореферат дисс. канд. юр. наук, Ставрополь, 2004. с. 10-12.

[5] См.: Почему наркодельцы уходят от ответственности // Российская юстиция. 2002, №12. с.7.

[6] Васильев -правовая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их ананлогов // Автореф. дисс. канд. юр. наук, Ростов-на-Дону, 2005.

Источник: https://pandia.ru/text/78/301/83667.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.