Оператор пдн это

Оператор персональных данных – кто является оператором ПДн по ФЗ 152

Оператор пдн это

Знание законодательной базы для того, кто намерен осуществлять обработку ПДн в рамках своей деятельности, является обязательным, и главным нормативно-правовым актом является Федеральный Закон № 152, принятый в 2006 году.

Он регулирует взаимоотношения владельцев личной информации и тех, кто использует эти сведения для коммерческих и иных целей.

Детальный анализ ФЗ позволит разобраться, кто признается оператором персональных данных, какие у него права и обязанности, может ли быть обработчиком поручитель, какие требования предъявляются к тем, кто собирает, хранит, копирует, распространяет, уничтожает и блокирует сведения. Особого внимания заслуживает вопрос необходимости исполнения закона о ПДн в полном объеме, например, в отдельных случаях нет необходимости отправлять уведомление Роскомнадзору об осуществлении обработки информации.

Кто является оператором персональных данных в соответствии с ФЗ-152?

В статье 3 четко прописано, что статус оператора ПДн имеют все, кто сами либо с помощью уполномоченных лиц обрабатываютперсональные данные, предварительно установив их состав, цели и список выполняемых действий. Под данную категорию попадают как юридические, так и физические лица, а также муниципальные органы и государственные структуры. Фактически это все без исключения компании, реализующие товары или услуги.

В действующем законодательстве РФ указаны организации, которым не нужно дополнительно информировать Роскомнадзор о проведении операций с ПДн. К ним относятся фирмы и ИП, которые получают и используют личные сведения субъектов:

  • на основании положений ТК России (каждый работодатель — это оператор);
  • после заключения соответствующего договора для исполнения его условий;
  • в рамках деятельности религиозного или общественного сообщества, но только в том случае, если они не будут передавать ПДн третьим лицам;
  • входящие в состав государственных информационных систем (ГИС);
  • в неавтоматизированных системах с соблюдением установленных требований ФЗ и других подзаконных актов;
  • в ситуациях, когда требуется защита интересов и обеспечения безопасности общества и граждан, в том числе при оказании услуг связи, междугородных и международных перевозок и т.п.

Кроме того, оператор личных данных не должен сообщать в компетентный орган, если обрабатывает исключительно Ф.И.О. гражданина, сведения для выдачи однократных пропусков и ПДн, которые имеют общедоступный характер.

Если ваша деятельность не относится ни к одной из перечисленных категорий, то уведомление посылать необходимо, причем сразу после этого вы будете включены в реестр. Каждый человек может в любое время зайти на официальный ресурс Роскомнадзора и узнать наименование и другие сведения об операторе персональных данных.

Если в перечне информации нет, это может значить, что фирма или ИП не подали уведомление, соответственно, нарушили закон либо совершают операции, для которых не требуется его предоставлять.

Проконсультироваться, нужно ли в вашем случае контактировать с проверяющей организацией, можно в нашем специализированном центре. Опытные эксперты по защите ПДн изучат ситуацию и дадут конкретные рекомендации по поводу правового урегулирования деятельности согласно ФЗ-152.

Независимо от того, в какой сфере работает компания, насколько большой штат сотрудников и объем обрабатываемой личной информации, в обязательном порядке необходима разработка Политики обработки ПДн и прочей внутренней документации, определяющей порядок совершения всех операций.

Для тех, кто ведет бизнес онлайн, предусмотрено требование опубликовать основные документы на сайте.

При отсутствии неограниченного доступа к Политике можно получить штраф в пределах от 3 до 30 тысяч рублей, в дополнение к этому организация автоматически попадает в реестр нарушителей, что негативно скажется на деловой репутации.

Права и обязанности оператора персональных данных

Занимаясь обработкой ПДн, предприниматель или фирма должны четко придерживаться законодательных нормативов. Например, есть возможность осуществлять с полученными сведениями такие операции, как:

  • копирование;
  • сбор, анализ и сохранение;
  • изменение, дополнение, обновление;
  • распространение;
  • использование;
  • систематизация и накопление;
  • обезличивание;
  • блокировка, уничтожение, удаление.

Но при этом установлены ограничения относительно продолжительности хранения и способа применения. Запрещено продолжать обрабатывать ПДн после достижения изначально поставленных целей и сроков.

Что касается требований к операторам персональных данных, то основными среди них являются:

  1. Отправка уведомления о начале проведения действий с ПДн сотрудников, клиентов с обязательным указанием адреса, Ф.И.О./названия организации, субъектов и типов обрабатываемых сведений, правового обоснования деятельности, списка операций, предпринятых мер обеспечения безопасности. Также нужно сообщить дату начала работ с ПДн, сроки и условия её завершения, наличие трансграничной передачи информации (передачи на территорию иностранного государства).
  2. Обеспечение защиты ПДн от несанкционированного доступа. На предприятии должен быть сотрудник, ответственный за внедрение и контроль операций, а также разработаны и интегрированы организационные и технические меры защиты. Для внедрения мер обеспечения безопасности требуется составить достаточной большой список локальных документов, начиная от должностных инструкций, заканчивая моделью актуальных угроз ПДн.
  3. Конфиденциальность информации. Операторы должны организовать свою деятельность таким образом, чтобы к ней имели доступ только уполномоченные лица, не происходило утечек, и не было случаев передачи ПДн третьей стороне без предварительного получения письменного согласия.
  4. Использование локальных ИСПДн — имеется ввиду необходимость хранения и обработки на российских серверах при сборе ПДн. При этом возможность дальнейшей трансграничной передачи не запрещена.
  5. Прекращение операций после истечения предусмотренного срока или достижения изначально установленных условий обработки. Кроме того, ФЗ-152 позволяет каждому субъекту написать заявление с просьбой отозвать согласие на использование его ПДн, после чего у фирмы или ИП есть 30 дней на исполнение данного требования, если конечно же нет законных оснований для продолжения обработки его ПДн.

Что проверяет Роскомнадзор?

Регулярные проверки ведомства — мощный стимул для организаций не нарушать положения ФЗ-152. Главное, на что обращают внимание представители госструктуры:

  • наличие письменного согласия субъектов в случае их необходимости;
  • присутствие локальной документации, регулирующей взаимоотношения между оператором и владельцем ПДн, а также их соблюдение;
  • своевременное уведомление о начале обработки;
  • поставленные цели и длительность хранения информации;
  • применяемые меры защиты, налаженная система ограничения доступа;
  • сервера, на которые помещаются сведения для систематизации и хранения.

Естественно, если в прошлом оператор персональных данных совершал нарушения, но его будут инспектировать особенно тщательно, так что есть смысл изначально привести деятельность в сфере ПДн в соответствие в требованиями ФЗ-152.

Делегирование обработки ПДн

Осуществлять обработку самостоятельно необязательно — можно поручить организацию обработки и защиту информации специалистам.

Это может быть сервис-провайдер либо иное лицо (например, наш Центр безопасности данных), которое возьмет на себя обеспечение технической части согласно условиям подписанного договора и нормативам российского законодательства.

Юридическое право выполнять действия с ПДн закрепляется в поручении, где отдельным пунктом прописана необходимость обеспечения безопасности и конфиденциальности обрабатываемых данных граждан.

Чем грозит разглашение личной информации граждан?

Закон предусматривает различные виды ответственности за несоблюдение оператором требований ФЗ-152 в отношении операций с ПДн, а именно:

  • замечание, выговор и увольнение сотрудника, допустившего разглашение конфиденциальной информации;
  • взыскание суммы ущерба с работника-нарушителя;
  • возмещение морального вреда субъекту персональных данных в результате гражданских исков;
  • наложение административного штрафа, размер которого может варьироваться в зависимости от обстоятельств дела (от 15 тысяч до 18 миллионов рублей);
  • и другие виды ответственности, вплоть до уголовной для руководителя при значительных нарушениях, повлекших за собой серьезные последствия для субъекта.

Источник: https://data-sec.ru/personal-data/operator/

Персональные данные: что является ПДн, оператор ПДн, документы для обработки ПДн

Оператор пдн это

04.09.2018

Наверное, нет таких предпринимателей, которых бы не пугали Роскомнадзором в 2017 году. Защищать персональные данные своих сотрудников и клиентов прошлым летом ринулись многочисленные предприниматели и в особенности интернет-предприниматели.

И тому была веская причина — ответственность за нарушение порядка обработки персональных данных была серьезно ужесточена — теперь есть ответственность в виде штрафа за неопубликование Политики обработки персональных данных.

При этом дела передали рассматривать от прокуратуры в Роскомнадзор, который куда более оперативно стал проводить проверки и рассматривать жалобы.

Что такое персональные данные?

Если вы зададите такой вопрос Роскомнадзору (а его не задавал только ленивый), то получите типовой ответ из Закона о персональных данных, что ПДн — это «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), а также их совокупность». Исходя из этого мы можем сделать вывод, что ПДН — это практически любая информация, а чаще её совокупность (например, ФИО и дата рождения), с помощью которой определяется или может быть определено конкретное физическое лицо.

Поскольку законодательство не содержит конкретного перечня персональных данных, к таковым может быть отнесена любая информация о гражданах, в частности:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, возраст;
  • образование, квалификация и т.п.;
  • контактная информация (адрес, номер телефона и т.п.);
  • семейное положение, наличие детей;
  • факты биографии;
  • СНИЛС;
  • дата и место рождения;
  • адрес;
  • email;
  • финансовое положение, включая сведения о зарплате (Письмо Роскомнадзора от 07.02.2014 № 08КМ-3681);
  • фотография и видеозапись, позволяющие установить личность человека (Разъяснения Роскомнадзора);
  • ссылка на персональный сайт;
  • ссылка на профиль в социальных сетях.

При этом само по себе ФИО или email ещё не будут персональными данными, т.к. не позволяет определить конкретное лицо, а вот вместе с дополнительными сведениями — об адресе, дате рождения или месте работы — уже будут являться ПДн. В отношении email есть интересная позиция: если адрес электронной почты содержит имя и фамилию гражданина, то он сам по себе тоже является персональными данными.

Отдельный вопрос, являются ли файлы файлы cookies (в которых собираются поведенческие сведения о пользователи конкретного ПК: посещенные сайты, длина сессий, аутентификационный идентификатор и т.п.

), данные о поведении пользователя на сайте, IP-адрес и сведения о геопозиции персональными данными? Роскомнадзор считает эти данные персональными и не только в совокупности с ФИО или фотографией пользователя, но и сами по себе.

В действительности cookies и IP-адрес лишь передают сведения о конкретном ПК или ином устройстве, выходящем в интернет, но не обязательно о конкретном пользователе.

IP-адрес ещё менее «надёжно» определяет пользователя, так как компьютеры и прокси могут совместно использоваться несколькими пользователями, а один компьютер может использовать разные IP-адреса в разных сессиях (динамический IP-адрес).

Есть несколько примеров, когда суды принимали решение признать персональным данными только имя в онлайн-форме на сайте (к примеру, постановление Тамбовского областного суда от 04.10.2016 по делу № 4А-288 в отношении тамбовской юридической фирмы). Ориентироваться на такую судебную практику не стоит:

  1. При желании можно найти решения суда, подтверждающие практически любую позицию, но это не значит, что эта позиция верна.
  2. Постановление Тамбовского областного суда — яркий пример судебного акта, который должен был быть отменён как незаконный и необоснованный, однако «нарушитель» не стал его обжаловать в Верховный суд РФ. Ведь очевидно, что имя не позволяет определить конкретное лицо с необходимой степенью достоверности.

К «неперсональным данным» относятся:

  • ИНН, так как он включен в ЕГРЮЛ и свободно доступен;
  • рентгеновские или флюорографические снимки, характеризующие физиологические и биологические особенности человека и находящиеся в истории болезни (медицинской карте);
  • видеозапись в публичных местах и на охраняемой территории;
  • образцы почерка (подписи) и фотография гражданина в его личном деле у работодателя согласно позиции Роскомнадзора, что «поскольку… личность уже определена и чьи персональные данные уже имеются в распоряжении оператора».

Однако если они будут использованы для идентификации человека, то сразу же становятся ПДн и более того специальной категорией — биометрическими ПДн.

Кто является оператором персональных данных?

Многие до сих пор считают, что операторы персональных данных — это какие-то компании, оперирующие огромными массивами данных о гражданах, но никак не они сами. На самом деле нет бизнеса, который бы не являлся оператором персональных данных, ведь при наличии хотя бы одного работника, пусть даже это и сам владелец бизнеса, вы уже являетесь оператором.

Вы проводите семинар и просите слушателей оставить свои контактные данные (ФИО, email, название компании, должность, телефон и т.п.) в этом случае кем бы вы не являлись обычным гражданином или предпринимателем — вы оператор персональных данных, который:

  • собирает (как раз на семинаре);
  • систематизируете и записываете (вы делает отдельный файл в Excel со списком участников данного мероприятия);
  • накапливает (будете собирать в этот же файл или другой ПДн слушателей с других своих семинаров) и хранит;
  • уточняет (слушатель сообщил вам, что сменил номер телефона или место работы);
  • извлекаете сведения для передачи в сервис почтовых рассылок;
  • после неудачной доставки некоторым из пользователей, у которых не удалось уточнить их email вы их просто блокируете или удаляете.

Все эти действия и называются обработкой.

https://www.youtube.com/watch?v=Up1h8Jf4csU

Часто считают, что оператором ПДн становятся только в случаях подачи уведомления в Роскомнадзор, однако Закон о персональных данных связывает статус оператора как раз именно с началом обработки ПДн, а не с подачей уведомления регулятору.

Поэтому разработка мер защиты ПДн — это задача каждого юридического лица, ИП и даже гражданина, который их обрабатывает. Естественно, интерес у контролирующих органов к обычным гражданам куда меньше, чем к бизнесу, который к тому же планово проверяется.

Но не стоит думать, что Роскомнадзор не может проверить гражданина, который владеет сайтом и собирает через него заказы или обращения.

Фактически любой владелец сайта — оператор персональных данных, так как он размещает на своем ресурсе форму обратной связи, форму регистрации и др.

Когда надо получать согласие на обработку персональных данных?

Во-первых, надо чётко понимать, будет ли собираемая совокупность данных являться персональными. Во-вторых, для каждой группы граждан, данные которых собираются, должны быть определены цели такой обработки.

К примеру, при размещении на сайте формы подписки на рассылку, в которой будет только email и впоследствии не будет дополнительно требоваться ФИО, согласие на обработку ПДн не требуется. Многие сайты стараются получать согласия во всех случаях сбора данных о пользователе, т.к. нельзя исключать, что Роскомнадзор может изменить свой подход к ситуации.

Когда не нужно согласие на обработку персональных данных?

Если целью является исполнение требования какого-либо закона, то получать согласие на обработку ПДн не требуется, однако если компания преследует какие-то иные коммерческие или некоммерческие цели, то такое согласие необходимо.

К примеру, работодатель в соответствии с Трудовым Кодексом РФ выполняет ряд действий с ПДн работников, акционерные общества, страховые и кредитные организации размещают в силу закона на своих сайтах сведения об аффилированных лицах и входящих в состав управляющих органов без какого-то согласия с их стороны.

Но для того, чтобы установить систему контроля доступа и использовать отпечатки пальцев или радужку глаз, просто изображение гражданина — потребуется письменное согласие работника или иного лица, которого вы будете идентифицировать.

Такое согласие не требуется в случаях, когда обработка персональных данных:

  1. необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
  2. осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных, естественно при условии, что ПДн не передаются дальше;
  3. осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания;
  4. необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно (к примеру, при экстренной госпитализации или ЧС);
  5. необходима для доставки почтовых отправлений, осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
  6. осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
  7. осуществляется в отношении данных, подлежащих опубликованию в соответствии с законодательством в отношении государственных и муниципальных служащих, а также кандидатов на выборные должности.

Защита персональных данных

Ключевым моментом, связанным с вопросом персональных данных, является именно их защита — на это нацелены все усилия государства и построена вся логика работы с этими данными. Конкретные действия по защите определяет сам оператор (тот, кто обрабатывает ПДн) кроме единственного вопроса — назначения ответственного за организацию обработки ПДн, что он должен сделать сразу и безусловно.

Такие меры должны быть достаточными, чтобы обеспечить выполнение ваших обязанностей и не допустить неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, копирование, распространение, а также иные неправомерные действия с ними.

Если проверяющие посчитают, что такие меры были недостаточными, то последует штраф и предписание, за неисполнение которого также предусмотрен ещё один штраф.

И так до того момента, пока вы не выполните всё ожидаемое от вас даже если вам это будет мешать вести бизнес.

Все мероприятия делятся на два вида:

  1. Юридические — по созданию комплекта документов.
  2. Технические и организационные. Это действия, которые вы должны совершить, чтобы обеспечить безопасность. К примеру, установить антивирус, файерволл, пароль на ПК, иногда установить шифрование, обучить сотрудников.

В отношении данных на бумажных носителях достаточно ограничить и контролировать физический доступ к ним (например, хранить их в сейфе или закрывающемся шкафу или комнате, иметь замки в офисе, охранную систему).

Для защиты электронных данных вам потребуется определить, какой у вас тип угрозы безопасности персональных данных и исходя из этого подобрать один из четырех уровней защищенности. От уровня защищенности будет зависеть конкретный комплекс мер, которые вы должны принять.

Специальные требования по защите ПДн предусмотрены для отдельных категорий операторов, к примеру, органов власти. Компании, которые подпадают под действие Европейского регламента о персональных данных (GDPR), в том числе если они продают товары гражданам Евросоюза, должны учитывать также требования этого регламента.

Производить видеозапись или фотографирование клиентов, в т.ч.

пациентов не запрещено, если целью является контроль за оказанием услуг или их улучшение (фото- и видеофиксация, создание обучающих видео), однако Роскомнадзор придерживается позиции, что в «целях установления дополнительных гарантий соблюдения прав как потребителей (пациентов, клиентов), а также самих работников и сотрудников должны быть приняты внутренние документы, которыми должны быть предусмотрены порядок и сроки хранения видеозаписей, а также ответственные лица, имеющие доступ к системе видеонаблюдения. Также необходимо предусмотреть возможность информирования о системе видеонаблюдения путем размещения информационных табличек в зонах видимости камер».

Совет: установите в Политике по обработке персональных данных (является обязательным документом для всех, кто вообще обрабатывает их) порядок и сроки хранения фото- и видеозаписей с изображением сотрудников и клиентов, приведите в соответствие с ними настройки вашей техники, ограничьте доступ к этим записям лиц, не имеющих служебной необходимости их просматривать.

Минимальный комплект документов для законной обработки персональных данных:

  1. Политика в отношении обработки персональных данных — документ в котором устанавливаются категории, цели, способы обработки ПДн, порядок их хранения и использования. Желательно, чтобы данный документ учитывал Рекомендации Роскомнадзора по его составлению. Документ должен быть размещён онлайн или на видном месте в помещении компании.
  2. Приказ о назначении лица, ответственного за организацию обработки персональных данных.
  3. Приказ об утверждении перечня работников, имеющих доступ к персональным данным физлиц, который выполняет требование разграничения доступа и позволяет установить, какой из сотрудников имел доступ в случае разглашения.
  4. Соглашение о конфиденциальности с работниками, имеющими доступ к персональным данным. В этом соглашении работники, которые сталкиваются с персональными данными ваших клиентов или партнеров, обязуются не разглашать их.

Читайте вторую часть: инструкция по защите ПДн на сайте.

Источник: https://MainMine.ru/pro/personalnyie-dannyie-zashhita-bez-napadenij-chast-1

Оператор персональных данных – кто он?

Оператор пдн это

15.10.2010

С момента принятия в 2006 году Федерального Закона «О персональных данных», некоторые его положения и понятия до сих пор остаются неясными для сотрудников операторов. Кажущаяся неясность формулировок иногда становится предметом спекуляций для отдельных активных граждан, поставивших своей целью доказывание абсурдности или несостоятельности Закона.

Манипулируя некоторыми формулировками Закона (порой, вырванными из контекста), опираясь на принципы формальной логики (не всегда справедливой, когда речь идет о праве как науке), моделируя возможные коллизии, некоторые аналитики приходят к неожиданным и неправильным выводам.

Опасность этих выводов — в дезориентации участников информационных правоотношений, а также в том, что принятие на вооружение сомнительных утверждений сдерживает работу операторов по приведению своей деятельности в соответствие с Законом и создает условия для нарушения ими требований Закона.

Числу таких проблемных вопросов относится определение оператора персональных данных. Оператор — это государственный, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку ПДн, а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных (ст. 3 ФЗ 152).

Это, казалось бы, очевидное и не допускающее вольного толкования определение на практике порой вводит операторов в заблуждение. Суть этого заблуждения в следующем: «лицо, осуществляющее обработку, не всегда является оператором». Причина же заблуждения — в словосочетании «а также».

В этом «а также» некоторыми и видится то самое зерно истины, которое позволит отдельным операторам избежать обязанности исполнять требования ФЗ 152. Парадоксально, но многие операторы все еще уверены в том, что они операторами не являются.

Для обоснования этого утверждения приводятся следующие доводы: необходимость обработки ПДн определена федеральным законом (или «установлена вышестоящими организациями»), следовательно, цели обработки самостоятельно не определяются или не должны определяться лицом, осуществляющим обработку (в определении целей нет необходимости, либо отсутствуют полномочия).

Попробуем разобраться с этой проблемой, суть которой заключается в вопросе: определение цели обработки ПДн — признак или обязанность оператора?

Итак, существует мнение, что оператор — это только и исключительно тот, кто одновременно отвечает следующим двум критериям: Это лицо должно само либо организовывать, либо фактически осуществлять обработку ПДн (или же — и то, и другое одновременно);

Это лицо должно само определять цели и содержание обработки ПДн.

Таки образом, требование об определении цели обработки ПДн рассматривается в качестве основного признака оператора.

В ходе подготовки настоящей статьи филологами был проведен лингвистический анализ рассматриваемого определения. Результаты анализа приведены ниже.

Определение цели не может быть основной функцией, так как эта функция названа в ряду однородных членов предложения и замыкает его.

Более того, этот однородный член предложения присоединяется союзом «а также», который имеет присоединительное значение, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей” (П). — см.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.Н. Современный русский язык. Учебник.: М., Логос, 2006.

Об этом же значении пишет и Русская грамматика (М, 1980,т. II):

§ 2079. Присоединительные отношения основываются на соединительных: второй член ряда имеет добавочный характер; он часто выделяется в отдельную синтагму; порядок членов ряда строго обязателен.

Присоединительные отношения (с оттенками добавления или усиления) выражаются составными союзами и сочетаниями союза с конкретизатором: а также и, да еще, и притом (притом): В коляске сидела пожилая барыня, да еще молодая девушка (Тын.

); Сводки доставлены в полном порядке и притом в срок (газ.).

Примечание. Союзы а также, как …

так и обладают способностью выражать градационные и присоединительные отношения, но часто используются в более широком значении — соединительном или сопоставительном: Этот Вьюн необыкновенно почтителен, и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется (Чех.); Завод достиг высоких показателей как по количеству, так и по качеству выпускаемой продукции (газ.); Воспитанники музыкального училища часто выступают с концертами в школах, дворцах культуры, а также в цехах предприятий (газ.).

А вот союзы «и (или)», указанные вместе означают, что члены однородного ряда, соединяемые ими, могут как сосуществовать вместе («организующее и осуществляющее обработку»), так и быть выбраны (один из ряда: «организующее или осуществляющее обработку»).

Приведенный лингвистический анализ показывает неосновательность утверждения о том, что определение цели обработки ПДн является непременным признаком оператора. В тоже время указанный анализ является не единственным доказательством порочности этого утверждения.

Из содержания различного рода публикаций и, исходя из складывающейся правоприменительной практики, можно сделать вывод и об отношении органа, уполномоченного по защите прав субъектов ПДн (далее — Роскомнадзор) к рассматриваемой проблеме. Роскомнадзор считает, что оператор — это тот, кто, прежде всего, совершает какие-либо операции с ПДн.

Одновременно, в силу самого факта обработки у «обработчика» возникает и обязанность определения целей такой обработки. Т.е.

по сути, определение цели обработки является скорее следствием обработки, или необходимости в таковой, неотъемлемой составляющей обработки, первейшей обязанностью, проистекающей из обработки ПДн, а не «основным признаком оператора».

Справедливость изложенного мнения подтверждается и системным анализом норм ФЗ № 152. Начать следует со статьи 1 Закона, в которой определена сфера его действия. Названная статья гласит, что закон регулирует отношения, связанные с обработкой ПДн, осуществляемой различными органами, юридическими и физическими лицами.

Понятие обработки дано в п.3 ст.3 ФЗ 152. Это действия (операции) с ПДн, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в т.ч. передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

Из изложенного следует, что, если конкретное лицо осуществляет какие-либо из перечисленных действий, то оно априори становится участником общественных отношений, являющихся предметом регулирования ФЗ № 152 (если только не подпадает под исключения, предусмотренные ч.2 ст.1 Закона).

Как же следует именовать это лицо в терминах ФЗ «О персональных данных»? Выбор невелик. Это лицо следует именовать оператором.

Итак, некое лицо осуществляет (либо намеревается осуществлять) обработку ПДн. Согласно ст.5 ФЗ 152 обработка ПДн должна осуществляться в соответствии с определенными Законом принципами.

Анализ содержания принципов приводит к выводу о том, что фундаментальной основой обработки ПДн является определение целей обработки. Даже не вникая в суть каждого принципа, а просто при беглом прочтении ст.

5 в каждом пункте статьи мы видим термин «цель» («законности целей», «соответствие целям», «достаточность для целей» и т.д.). Такая концентрация внимания применена законодателем не случайно.

От лица, осуществляющего обработку ПДн, Законом требуется уведомление о целях обработки субъектов ПДн органа, уполномоченного по защите прав субъектов ПДн.

Закон стремится сделать деятельность, связанную с обработкой ПДн, прозрачной и понятной как для человека — носителя защищаемых Законом конституционных прав и свобод, так и для государственных органов, обеспечивающих реализацию механизмов защиты прав человека как субъекта ПДн. Красной нитью проведена в Законе идея о недопустимости «бесцельной» обработки ПДн (обработки ПДн «просто так», «для своих неопределенных нужд», для «общего развития», «для себя» и т.д.).

Согласно второму принципу, продекларированному в ст.5 Закона, если лицо имеет намерение обрабатывать ПДн, цели такой обработки должны быть заранее (до начала обработки) определены и заявлены.

Обратная логическая цепь рассуждений приводит к выводу о том, что осуществление каких-либо действий с ПДн в отсутствие определенной цели обработки является нарушением принципов обработки, и, следовательно, нарушением Закона, предпосылкой к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Толкование нормы, изложенной в п.2. ст.3 ФЗ 152 в том контексте, что определение цели является не обязанностью оператора, а идентифицирующим его в этом качестве неотъемлемым признаком, неизбежно влечет за собой следующий парадоксальный вывод.

Из сферы действия закона выпадают такие органы, как Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба и многие другие государственные структуры, чьи обязанности напрямую определены и детализированы федеральным законодательством, в том числе и в контексте совершения операций с ПДн.

Рассматриваемая предпосылка также приводит к заключению о том, что и операторы связи не являются операторами ПДн, поскольку цель сбора ПДн абонентов предусмотрена в Законе «О связи» и подзаконных нормативно-правовых актах — т.е. определена государством, а не конкретным лицом, предоставляющим услуги связи.

То же относится и к кредитным учреждениям, страхов ым и другим организациям, которые осуществляют сбор и другие действия с ПДн в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, т.е.

в целях прямо предусмотренных Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», а не самими этими организациями. Список можно продолжать бесконечно, абсолютизируя всего лишь одну норму закона и доходя до абсурда в попытках примерить буквальное ее толкование на реальные общественные отношения.

В ст.18 ФЗ № 152 установлены обязанности оператора при сборе ПДн. К их числу относится, в первую очередь, обязанность оператора предоставить субъекту ПДн по его просьбе информацию (ст.14 ФЗ 152), в т.ч., о целях обработки его ПДн. При установлении этой обязанности Закон не делает исключения для операторов, обрабатывающих ПДн на основании каких-либо федеральных законов.

Таким образом, с учетом изложенного выше, становится понятным, что в контексте Закона определение цели обработки ПДн в действительности является скорее обязанностью лица, осуществляющего обработку ПДн, нежели одним из признаков, обладание которым делает это лицо оператором.

Что же такое «определение» цели? Уяснение смысла слова «определение» имеет важное значение для уяснения содержания нормы права, без чего является невозможным правоприменение этой нормы. Поскольку в самом Законе законодатель не счел необходимым раскрыть понятие «определение цели», обратимся к одному из признанных в теории права способов толкования — лексическому (языковому) толкованию.

Согласно толковому словарю русского языка под редакцией проф. Д.Н.Ушакова, определить значит С точностью выяснить, привести в известность; Дать научную, логическую характеристику, формулировку какого-нибудь понятия, раскрыть его содержание; Постановить, вынести решение о чем-нибудь; Послужить причиной для развития, образования чего-нибудь, предопределить, обусловить;
Назначить, указать.

Следовательно, под определением цели обработки ПДн можно понимать ее выяснение, выбор, вычленение из множества возможных целей, ее постановку или назначение в качестве таковой, указание на эту конкретную цель (цели) в качестве причины для обработки ПДн.

Контекстный анализ содержания ФЗ 152, выявление его смысловых связей с другими источниками права позволяет сделать вывод о том, что для отдельных операторов ПДн и(или) относительно отдельных категорий субъектов ПДн цели обработки ПДн могут быть фактически предопределены или даже прямо указаны в законах либо подзаконных актах (Трудовой кодекс, например, конкретно указывает работодателям на цели обработки ПДн работников). Цель обработки тех или иных ПДн другими операторами проистекает из их обязанностей, возникших из договорных обязательств. В отдельных случаях цели обработки ПДн могут одновременно быть обусловлены и содержанием коммерческой деятельности оператора, и предписаниями закона (операторы связи в целях осуществления собственной уставной деятельности, направленной на извлечении прибыли, обрабатывают ПДн в целях оказания услуг связи и во исполнение Закона «О связи»).

Таким образом, первичной задачей лица, осуществляющего обработку ПДн, является именно вербализация целей обработки ПДн, уяснение для себя самого чем именно обусловлена конкретно для него обработка ПДн физических лиц. Формулирование ответа на этот вопрос фактически и будет являться определением цели обработки ПДн.

В разрезе проблемы, рассматриваемой в настоящей статье, представляется интересным мнение Правительства РФ, выраженное по поводу поправок в ФЗ 152. 5 мая 2010 года был в первом чтении принят законопроект, внесенный на рассмотрении в Государственную думу ее депутатом В.М.Резником. В числе прочего, данным законопроектом предложена новая формулировка понятия «оператора», а именно:

«оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели, содержание и порядок обработки персональных данных».

Как видим, из ныне действующей формулировки исключено слово «организующие».

В своем официальном отзыве на данный законопроект Правительство РФ указывает, что «такое изменение не может быть поддержано, поскольку лица, осуществляющие обработку персональных данных, но не определяющие цели и содержание обработки, не смогут считаться операторами».

Из приведенного замечания Правительства РФ следует, что на сегодняшний день (когда редакция закона еще не изменена) по мнению Правительства РФ оператором является любое лицо, осуществляющее обработку ПДн вне зависимости от наличия или отсутствия факта определения им целей такой обработки.

Итак, проведенный в настоящей статье анализ позволяет сделать несколько выводов. Определение цели обработки ПДн — это обязанность оператора, а не обязательный идентифицирующий признак оператора.

Определение цели обработки ПДн — это процесс осмысления, уяснения, конкретизации и вербализации цели обработки ПДн оператором, в том числе и в случаях, когда такие цели предопределены и (или) проистекают из положений закона или полномочий, возложенных на оператора.

Источник: НИЦ “ФОРС”

операторы

Источник: http://www.ispdn.info/articles/operator-personalnykh-dannykh-kto-on/

Кто является оператором персональных данных? | ГАРАНТ

Оператор пдн это

Кто является оператором персональных данных?

Согласно ст. 3 Закона N 152-ФЗ оператор персональных данных – это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку таких данных, а также определяющие цели их обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с данными.

Общим признаком оператора персональных данных для всех организаций является обработка персональных данных работников. Организации, оказывающие услуги населению, обрабатывают еще и персональные данные клиентов. То есть, по сути, операторами персональных данных являются все без исключения организации.

Однако не все операторы должны исполнять требования Закона N 152-ФЗ в полном объеме.

Так, не все операторы должны исполнять обязанность по уведомлению уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных согласно ст. 22 Закона N 152-ФЗ. Исключения, в частности, установлены для организаций, осуществляющих обработку персональных данных:

обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если они не распространяются, не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими объединением или организацией, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

сделанных субъектом персональных данных общедоступными;

включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством РФ о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Все остальные операторы такие уведомления направляют, после чего включаются в реестр операторов.

Обратите внимание! Сведения об операторе, содержащиеся в реестре, являются общедоступными. Они размещаются для ознакомления на официальном сайте и портале персональных данных Роскомнадзора.

Соответственно, организации, не подающие уведомления, в реестр операторов не включаются.

Что же касается обязанности по составлению Политики и других локальных документов, здесь исключений никаких не установлено. Соответственно документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных, должен быть в каждой организации.

Причем если организация осуществляет сбор персональных данных граждан с использованием Интернета (регистрация на сайте, форма обратной связи, куда необходимо внести персональные данные), этот документ должен быть размещен на сайте организации.

К таким организациям, в первую очередь, относятся интернет-магазины, социальные сети и другие сайты, государственные и муниципальные органы, а также медицинские учреждения, образовательные организации, налоговые и другие регистрирующие органы, организации в сфере социальных услуг, банки, турагентства.

Это могут быть и просто организации, которые проводят конкурсы на занятие определенных должностей и на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить анкету.

Если органы контроля установят, что оператор не опубликовал или не обеспечил иным образом неограниченный доступ к своей Политике или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, организация будет оштрафована в соответствии с ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающей штраф для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., а для юридических – от 15 000 до 30 000 руб.

К сведению.

В целях ограничения доступа к информации в сети “Интернет”, обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система “Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных”. Формирует данный реестр Роскомнадзор (ст. 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”).

Источник: https://base.garant.ru/77714269/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.