Какие услуги предоставляет дошкольная образовательная организация

Новые правила дошкольного образования вводятся с 1 января 2021 года: Приказ Минпросвещения России № 373 от 31 июля 2020

Какие услуги предоставляет дошкольная образовательная организация

Новые правила образовательной деятельности для дошкольных организаций (детские сады и ясли) вступают в силу с 1  января 2021 года.

Министерство Просвещения РФ издало приказ № 373 от 31 июля 2020 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования”.  (зарегистрирован в Минюсте России 31 августа 2020 г. N 59599).

Формы получения дошкольного образования, обязанности родителей, желание ребёнка

Дошкольное образование может быть получено  либо в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, либо вне организаций – в форме семейного образования.

При выборе формы семейного дошкольного образования учитывается желание ребёнка.

 Родители, помните об этом!

О принятом решении получать семейное образование родители должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают. 

Это означает, что родители, принявшие решение о том, что ребёнок не будет посещать ясли и (или) детский сад, обязаны позаботиться о том, чтобы ребёнок получил образование дома в соответствии с утверждёнными государством образовательными стандартами и обеспечить получение такого образования.

Нельзя просто так оставить ребёнка дома, необходимо, чтобы он усвоил образовательную программу, иначе обязанности родителей не будут считаться исполненными надлежащим образом, со всеми, вытекающими условиями.

Требования к образовательным программам организаций дошкольного образования

В детские сады (ясли) могут принять ребёнка с 2 месяцев от рождения, организации дошкольного образования обязаны осуществлять уход за детьми и их образование до прекращения образовательных отношений (до школа или ухода из детского сада (яслей).

Федеральным образовательным стандартом устанавливаются требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы с учётом требований федеральных образовательных программ (на основе примерных образовательных программ дошкольного образования). Это означает, что любые частные детские сады, реализующие образовательные программы, обязаны разрабатывать, утверждать и реализовывать программы дошкольного образования, то есть обучать детей. Образовательная деятельность в образовательных организациях осуществляется на русском языке, это общее правило. Образовательная деятельность может осуществляться и на родном языке (из числа языков народов Российской Федерации), если соответствующее заявление подано родителями, а соответствующая образовательная программа – утверждена организацией дошкольного образования.

Образовательная организация может иметь утверждённую образовательную программу на иностранном языке, в таком случае с учётом законодательства РФ, ребёнок может получать образование на иностранном языке.

Дошкольная образовательная деятельность ведётся в детских группах. Указанные группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. 

Группы общеразвивающей направленности. В указанных группах осуществляется  образовательной программы дошкольного образования.

Группы компенсирующей направленности.

В таких группах реализуется адаптивная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).

Группы оздоровительной направленности.

Группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Помимо образовательной деятельности в таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

Группы комбинированной направленности. В подобных группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

Группы разного возраста. В образовательных организациях могут быть организованы группы разного возраста, в которых обеспечивается развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 3-х лет. В группах раннего возраста образовательные программы дошкольного образования не реализуются (подобной обязанности у образовательной организации не имеется). Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. Семейные дошкольные группы могут организовываться с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.
Приказ допускает создание групп по присмотру и уходу за детьми от 2-х месяцев без реализации образовательной программы дошкольного образования.

В таких группах обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня   

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов. Режим работы образовательной организации устанавливается её внутренними документами (локальными актами). В зависимости от длительности пребывания ребёнка в организации дошкольного образования приказом вводятся несколько видов групп: Группы кратковременного пребывания. Могут работать до 5 часов в день. Группы сокращённого дня: Функционируют в течении 8-10 часов в день. Группы полного дня: 10,5-12-часовое непрерывное пребывание в сутки.   Группы продлённого дня: 13-14 часов пребывания в течении суток; Группы круглосуточного пребывания детей. По запросам родителей возможна организация групп пребывания детей в выходные и праздничные дни. Если в группе реализуются образовательные программы, то она не может функционировать менее 3-х часов в день. Родители несовершеннолетнего ребёнка, обеспечивающие ребёнку получение семейного образования имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы Указанное право реализуется через соответствующие консультационные центры, которые могут быть организованы, в том числе, при дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях. 

Источник: https://vkirove.ru/news/2020/09/04/novye_pravila_doshkolnogo_obrazovaniya_vvodyatsya_s_1_yanvarya_2021_goda_prikaz_minprosveshcheniya_r.html

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации

Какие услуги предоставляет дошкольная образовательная организация

Шинкарева, Л. В. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации / Л. В. Шинкарева, А. А. Воробьева.

— Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 92-95. — URL: https://moluch.

ru/conf/ped/archive/17/284/ (дата обращения: 24.02.2021).

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но и его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в тенденциях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способностей к активной социальной адаптации в социокультурном пространстве, к самостоятельному выбору жизненного пути, к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим наряду с общим образованием огромное значение приобретает дополнительное.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Проблемы дополнительного образования детей рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и др.

В ходе анализа литературы были рассмотрены разные виды дополнительного образования детей, одним из которых выделяют дополнительные образовательные услуги. [1]

Разделяя точку зрения С.А. Езоповой, в нашем исследовании под услугой мы понимаем любое мероприятие или выгоду, которую одна сторона может предложить другой и которая, в основном, не осязаема и не приводит к овладению чем-либо. [2, с. 198]

Основным видом деятельности учреждений образования является создание и оказание образовательных услуг. В.П. Щетинин под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства» [8, с. 15].

В проекте федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” под образовательными услугами подразумеваются услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением. [6]

Определенный интерес, в рамках нашего исследования, представляет монография В.Н. Кошаревой, в которой автор анализирует разные теоретические подходы к изучению сущности понятия «образовательная услуга».

В нашем исследовании мы будем понимать под образовательной услугой комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей. [4, с. 11]

Наряду с понятием «образовательная услуга» существует категория «дополнительная образовательная услуга». Опираясь на этимологию понятия «дополнительный» и сущность понятия «образовательная услуга» мы сформулировали рабочее определение понятия «дополнительная образовательная услуга».

Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его.

Особенность в том, что дополнительные образо­вательные услуги интегрируются с реализу­емой детским садом основной образовательной програм­мой для расширения содержания базово­го компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Особенностью современного рынка образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения является оказание дополнительных платных образовательных ус­луг. Однако рассмотрение данного варианта как пути решения экономических проблем детского сада не правомочно, поскольку более 30 % детей РФ не посещают ДОУ по той причине, что их родите­ли не имеют возможности оплачивать услуги. [2]

В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.Но, тем не менее, нормативная база организа­ции дополнительного образова­ния в дошкольных учреждениях в виде платных дополнительных образовательных услуг, недостаточно разработана.

В постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об ут­верждении Правил оказания платных образовательных услуг» предложен следующий их пере­чень: обучение по дополнитель­ным образовательным програм­мам; преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; ре­петиторство; занятия по углуб­ленному изучению предметов.

[7, с. 69]

Уточнив сущность, виды дополнительных образовательных услуг дошкольного учреждения, рассмотрим особенности их организации в детском саду на современном этапе. Организация данных услуг в ДОУ — неотъемлемый компо­нент выполнения социального заказа общества, а также ре­зультат последовательного ре­шения федеральных и региональных задач в области обра­зования. [3, с. 20]

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и других направленностей.

Учитывая интересы дошколь­ников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает сле­дующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализо­ванной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструмен­тах); физическое воспитание и раз­витие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные раз­вивающие игры, заниматель­ная математика, физика для малышей, экономи­ка, иностранный язык, инфор­матика); раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа пла­нируется по тематическим раз­делам основной программы. Та­ким образом, закрепляют и рас­ширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.

В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельно­сти, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образова­тельную деятельность, не позво­ляют проводить большее коли­чество занятий, чем это предус­мотрено программой.

С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А.В.Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности.

Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.

Реализация дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждени­ях осуществляется на протяже­нии нескольких лет. Некоторые из них не оста­навливаются на достигнутом, а задумываются над тем, как и где их воспитанники будут продолжать образование.

В условиях реализации дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях ребенок, как правило, тепло принимается педагогами, у него щадящий режим жизни, он безболезненно переходит из дошкольного периода в школьный в сопровождении взрослых (педагогов, психологов, медиков), знакомых и близких ему людей, что по­вышает степень его адаптивных процессов и уровень интегра­ции в социум. [5, с. 6]

Таким образом, в рамках данной статьи мы уточнили сущность понятия «дополнительные образовательные услуги», их виды, а также рассмотрели некоторые особенности организации дополнительных образовательных услуг в условиях современных дошкольных учреждений.

Литература:

  1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.

  2. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.

    : Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.

  3. Интеграция общего и дополнительного образования : Практическое пособие / Под. ред. Е.Б.Евладовой, А.В.Зоютаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.

  4. Кошкарева Н.В.

    Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации: монография / Н.В. Кошкарева. – Красноярск: Изд-во Сиб. гос. технолог. ун-та, 2006. – 120 с.) стр. 11.

  5. Лебедева С. С., Маневцова Л. М.

    Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 96 с.

  6. Проект федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” http://mon.gov.ru/dok/proj/6649

  7. Терещук М.Н.

    Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5—7 лет / Журнал «Воспитатель ДОУ» 2010 г., № 8, стр. 69.

  8. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. – 1997. -№3.

Основные термины(генерируются автоматически): дополнительное образование, услуга, детский сад, образовательная услуга, дополнительная образовательная услуга, дополнительное образование детей, программа, цель удовлетворения, дошкольное образовательное учреждение, Российская Федерация.

дополнительноеобразование, услуга, детскийсад, образовательнаяуслуга, дополнительнаяобразовательнаяуслуга, дополнительноеобразованиедетей, цельудовлетворения, программа

дополнительноеобразование, услуга, детскийсад, образовательнаяуслуга, дополнительнаяобразовательнаяуслуга, дополнительноеобразованиедетей, цельудовлетворения, программа

Интеграция дополнительногообразованиядетей и дошкольногообразования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Бражук Светлана Викторовна.

образовательный процесс, детскийсад, дошкольноеобразование, основная образовательнаяпрограмма, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность…

Программадополнительногообразования «Робототехника в детскомсаду». Ташкинова Любовь Вячеславовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

дополнительногообразования определяют дополнительныеобразовательныепрограммы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительноеобразованиедетей осуществляется в образовательныхучрежденияхдополнительного

В статье представлены результаты исследования маркетинговой среды частной дошкольнойобразовательной организации «Центр развития детей». На основе таких методов, как PEST-анализ, SWOT-анализ…

В статье рассматриваются вопросы тенденции российскогообразования, формирования и развитие рынка образовательныхуслуг, что приводит к необходимости образовательныхучреждений разрабатывать и предоставлять образовательныеуслуги

Обновление дополнительныхобразовательныхпрограмм.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольноеобразование, творческая группа, образовательный процесс, социокультурное образованиедетей, творческая группа…

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/284/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.