Институт уполномоченного по правам ребенка в рф

Содержание

Чем занимается уполномоченный по правам ребенка в России – функции детского омбудсмена

Институт уполномоченного по правам ребенка в рф

Несовершеннолетние россияне имеют больше прав, нежели совершеннолетние. Обеспечивать защиту прав и интересов детей могут не только родители, представители, но и уполномоченный по правам ребенка.

Расскажем, когда и в каких случаях следует обращаться к омбудсмену, каким способом можно подать жалобу, а также определим, где находятся Институты уполномоченного в Москве и Санкт-Петербурге.

статьи:

Особые права ребенка в России

Дети, являющиеся гражданами РФ, имеют общие, базовые права, которые предусмотрены Конституцией РФ и Декларацией прав человека, и дополнительные. Ряд всех прав подлежит защите – независимо от того, к какому виду они отнесены.

Права несовершеннолетних в России защищаются и отстаиваются. Обычно нарушения, связанные с дополнительными, особыми правами и интересами детей, рассматривает уполномоченный по правам ребенка.

Должность детского омбудсмена была закреплена на законодательном уровне Указом Президента под названием «Об уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка», от 1 сентября 2009 года.

Перечислим, какие особые права имеют несовершеннолетние граждане:

  1. Право на семью. Ребенок имеет право проживать в своей семье, получать воспитание от родителей до того момента, пока его интересы не будут нарушены.
  2. Право на общение. Зачастую дети лишаются общения со своими родителями или другими родственниками в связи с распадом семьи. Это не правильно.

    Дети должны общаться с родителями, независимо от того, находятся они в браке или нет. Кроме того, никто не должен отменять общения с другими родственниками.

  3. Право на защиту. Ребенка можно защищать даже от его родителей, которые, например, угрожают его жизни и здоровью.
  4. Право на мнение.

    Когда ребенку исполняется 10 лет, он может сам высказывать свое мнение. Также его мнение должно быть учтено и до этого возраста. Несовершеннолетний должен быть выслушан при решении любого вопроса.

  5. Право на полные инициалы. У ребенка обязательно должна быть фамилия, имя и отчество.

Чем грозит постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних – меры воздействия на родителей детей и административное наказание от КДН

А к основным правам детей можно отнести: право на получение образования, право на лечение, право на защиту от неравенства и др.

Уполномоченный по правам ребенка встает на защиту законных интересов и прав детей.

Обычно он опирается на законы и правовые акты, действующие не только на российском, но и международном уровне.

Такими могут являться:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Всеобщая декларация прав человека.
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
  4. Конституция РФ.
  5. Семейный Кодекс РФ.

Также рассматриваются другие федеральные законы и законы, действующие в определенном регионе нашей страны.

Функции и права института уполномоченного по правам ребенка в России

Для того чтобы понять, какую деятельность осуществляет Институт уполномоченного по правам ребенка в России, следует знать его функции и права.

Перечислим, какие функции должен выполнять уполномоченный по детским правам:

  1. Контролировать соблюдение правовых актов и законов (неважно международных или российских), касающихся детей.
  2. Содействовать восстановлению нарушенных прав.
  3. Контролировать деятельность местных органов власти, которые должны устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и интересов детей.

    Он может давать рекомендации по исполнению тех или иных требований.

  4. Обобщать и анализировать имеющуюся практику. В решение данной задачи могут привлекаться специалисты или учреждения.
  5. Оказывать помощь родителям, чьи дети находятся в трудной ситуации. Например, регулировать взаимоотношения.

  6. Обеспечить взаимодействие инстанций, которые могут быть задействованы в решении проблемы с ребенком.
  7. Просвещать детей и их родителей об их правах и обязанностях, а также защите этих прав.
  8. Обеспечить охрану и защиту ребенка всеми возможными способами от любого рода насилия. Например, от жестокого обращения, либо отсутствия должного ухода.

Основания и процедура отчисления ребенка из школы – за что могут реально исключить, и как защитить права?

Можно сделать вывод, что уполномоченный по правам ребенка должен обеспечить несовершеннолетнему гражданину полную защиту, а также проследить за тем, чтобы он гармонично развивался, жил и воспитывался в семье без ущемления его достоинства, интересов и прав.

https://www.youtube.com/watch?v=m98i61sG_L4

Права Института уполномоченного расширены.

Представитель Института или сам Уполномоченный имеет право:

  1. Рассматривать обращения и жалобы, которые поступают в Институт.
  2. Принимать жалобы на органы власти или организации.
  3. Оказывать бесплатную юридическую помощь детям и их родителям, законным представителям.
  4. Осуществлять защиту прав в судебной инстанции.

  5. Проводить проверку по фактам нарушений.
  6. Сообщать в правоохранительные органы о совершенных деяниях.
  7. Рекомендовать власти или организациям, как устранить нарушения.
  8. Проводить беседы и переговоры, которые будут способствовать разрешению проблемы.

  9. Доносить до органов власти свои рекомендации по поводу улучшения деятельности, касающейся защиты детских прав и интересов. Это могут быть советы по утверждению какого-либо проекта.
  10. Освещать, собирать, изучать и анализировать информацию, связанную с вопросом создания защиты прав детей.

  11. По собственной инициативе заниматься решением вопроса, в случае возникновения грубого нарушения прав детей.
  12. Не разглашать информацию без согласия обратившегося лица.
  13. Запрашивать различные данные и посещать организации, которые могут помочь доказать факт нарушения и разрешить конфликт.

Особенности лишения родительских прав в России – за что могут лишить родителей прав на ребенка?

Уполномоченный не может заменить другие органы и инстанции. Он может, наоборот, обратиться в суд, чтобы привлечь к ответственности за бездействие или действие тот или иной орган.

Например, опеку, правоохранительные органы, школьную организацию, местную администрацию и т.п.

Чем занимается детский омбудсмен в городах и регионах РФ – основная деятельность

Аналогичные должности омбудсмена по правам ребенка есть в каждом регионе России.

Функции, права и обязанности у уполномоченных – такие же, как и на федеральном уровне. Деятельность и работа проводится такая же, только осуществляется она отдельно в определенном регионе.

В приоритете для регионов стоят задачи по решению конфликтов, связанных с правовой защитой детей:

  1. Сирот.
  2. Оставшихся без попечения родителей.
  3. Которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность омбудсмена основывается на принципах независимости, справедливости, инициативности, гласности, открытости, гуманности.

Чем может помочь детский омбудсмен именно вам – основания для жалоб и обращений к уполномоченному по правам ребенка в России

Обратиться к омбудсмену может любой гражданин или же организация, которым стало известно о совершенном нарушении закона и прав детей. Это – главное основание для обращения.

Перечислим, в каких еще случаях можно обратиться в Институт уполномоченного:

  1. Если были нарушены права несовершеннолетнего со стороны власти – например, из-за бездействия или действия должностного лица, служащего в федеральном, региональном, муниципальном органе власти.

    Примеров может быть много, но самым распространенным является пример, связанный с игнорированием просьб детей-сирот по выделению жилья.

  2. Если требуется оспорить решение суда. Может обратиться представитель, адвокат или родитель ребенка, даже если решение вступило в силу.

  3. Если необходимо обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
  4. Если требуется оспорить постановление судебной инстанции, которое уже было обжаловано.

К омбудсмену могут обращаться не только родители детей, но и матери-одиночки, многодетные семьи, инвалид и другие льготные категории граждан, которым требуется оказать помощь, и права которых были нарушены.

Напомним, что жалоба должна быть официальной. Не все обращения смогут рассмотреть.

Например, жалобу вернут обязательно, если она была написана:

  1. С оформительскими недостатками.
  2. Анонимно.
  3. С недостоверными адресными и контактными данными заявителя.
  4. В рекламных целях, например, для пиара компании.

  5. С нецензурной лексикой, угрозами.
  6. В рукописном варианте и ее невозможно прочитать.

Если у вас возник конфликт, можете обратиться вначале к юристу.

Он разъяснит ваши права, подскажет, как правильно написать жалобу омбудсмену.

6 способов написать жалобу или обращение детскому омбудсмену в России

Подать жалобу детскому омбудсмену можно такими способами:

  1. Письмом по почте. Оформлять лучше заказное письмо, тогда вы получите уведомление и подтверждение, что письмо дошло до Института уполномоченного.
  2. Электронным письмом. На официальном сайте уполномоченного имеется возможность подать обращение или жалобу через простую анкетную форму. Для подачи необходимо ввести свои личные, адресные и контактные данные, а также текст вашего обращения. 
  3. Отправить жалобу по факсу.
  4. Придя на прием к уполномоченному лично. Жалобу все равно следует подать в письменной форме. Записаться стоит заранее.
  5. Отправить обращение по электронной почте, на e-mail.
  6. Написав обращение через социальные сети, лично на страницу уполномоченного.

Это – все способы, которыми вы можете воспользоваться.

https://www.youtube.com/watch?v=IkhRQbxwul8

Юристы рекомендуют подавать жалобы в письменном виде, так как вам обязательно должны будут ответить, причем письменно.

А вот электронные способы подачи, безусловно, удобны, но присутствует риск неправильной отсылки сообщений.

Если вы являетесь начинающим пользователем ПК, то лучше воспользоваться старыми способами, без привлечения компьютерных технологий.

Приемные Уполномоченного по правам ребенка в Москве и Санкт-Петербурге – адреса, контактная информация

Расскажем, куда обратиться, подать жалобы в России – в Москве и Санкт-Петербурге.

Уполномоченный по правам ребенка в РФ
Адрес:101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47.
Телефоны:+ 7 (495) 607-19-22+ 7 (495) 607-34-67
Факс:+ 7 (495) 607-39-77
Сайт:http://ombudsmanrf.org/
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
Адрес:125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7 стр. 1.
Телефон:+7 (495) 221-70-65
Факс:+7 (495) 221-70-66
Электронная почта:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт:http://deti.gov.ru
Уполномоченный по правам ребенка в Москве
Адрес:127006, г. Москва, Успенский переулок д.14 стр.1.
Телефон:+ 7 (495)957-05-85
Факс:+7 (495)957-05-99
Сайт:http://ombudsman.mos.ru/ru/upc/bunimovich/index.html
Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге
Адрес:Санкт-Петербург, переулок Гривцова, д.11. BOX 1163
Телефон:+7 (812) 576-70-00
Факс:+7 (812) 576-41-93
Электронная почта:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.       Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт:http://www.spbdeti.org/
Уполномоченный по правам ребенка в регионах РФ
Найти контактную информацию можно по карте, расположенной на официальном сайте омбудсмена.http://deti.gov.ru/

Теперь вы знаете, куда обращаться в случае нарушения прав детей.

Не бойтесь обращаться напрямую к омбудсмену. Он сможет вам помочь разрешить конфликт, обойдя бездействующие органы и организации.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/945-chem-zanimaetsya-upolnomochennyj-po-pravam-rebenka-v-rossii-funkcii-detskogo-ombudsmena.html

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ: деятельность федеральных и региональных омбудсменов

Институт уполномоченного по правам ребенка в рф

Конвенция ООН о правах ребенка – главный международный нормативный документ, посвящённый правам несовершеннолетних. Он предписывает государствам защищать интересы детей, определяет объем их прав и рекомендует странам создавать специальные механизмы по обеспечению сохранности интересов несовершеннолетних.

В большей части стран, ратифицировавших Конвенцию, такую функцию выполняет институт уполномоченного по правам ребенка.

Законное основание деятельности детского омбудсмена в РФ

Должность уполномоченного по правам ребенка стала появляться в субъектах РФ с 1998 года после ратификации Конвенции ООН. Указ Президента от 2009 г. постановил создать должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и рекомендовал создавать соответствующий институт в регионах.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка

Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.
К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.

Полномочия федерального уполномоченного

Указ Президента № 1518 “Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка” дает следующие возможности федеральному представителю:

  • делать запрос о предоставлении необходимой информации в федеральные исполнительные, региональные и муниципальные органы власти, организации и официальным лицам Российской Федерации;
  • свободно посещать органы власти, организации, детские учреждения;
  • самостоятельно или вместе с другими государственными аппаратами и официальными лицами проверять законность действий (бездействий) органов федеральной исполнительной, региональной и муниципальной власти, а также официальных лиц, получать от них интересующие объяснения;
  • уведомлять компетентные лица о своем усмотрении в их постановлениях или действиях (бездействиях), актов ущемления интересов ребенка и адресовать им предложения по исправлению данных видов правонарушений и восстановлению справедливого порядка;
  • в соответствии с определенным порядком привлекать научные и другие организации, деятелей науки и специалистов для проведения экспертиз в сфере нарушения свобод ребенка.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации

Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:

  1. Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения, получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
  2. Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
  3. Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
  4. Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах.

Задачи региональных омбудсменов

Исходя из анализа деятельности региональных омбудсменов, выделяют несколько основных задач для их деятельности:

  1. Создание условий, гарантирующих ценность легитимных интересов и свобод несовершеннолетних граждан.
  2. Поддержание уже действующих и создание новых механизмов по отстаиванию интересов ребенка в спорных ситуациях с органами общегосударственной и муниципальной власти, в обязанности которых входит оберегание интересов ребенка.
  3. Принятие мер с целью восстановить ущемленные интересы ребенка.
  4. Мониторинг текущей ситуации с соблюдением прав ребенка и инициация совершенствования нормативных актов.
  5. Стимулирование межгосударственного сотрудничества в области обеспечения свобод ребенка.

Полномочия региональных омбудсменов

Компетенции региональных омбудсменов не закреплены в Федеральном законе. Их полномочия определяются либо исполнительными органами государственной власти, либо региональными законами — в зависимости от организационно-правового статуса.

Деятельность омбудсмена

Кроме детских омбудсменов, права ребенка представляют и другие институты, но более узкоспециализированные:

  • комиссия по делам несовершеннолетних — защищает интересы детей из неблагополучных семей;
  • органы опеки и попечительства — следят за благополучием сирот в приемных семьях или специализированных учреждениях.

Уполномоченный взаимодействует со всеми учреждениями, которые выполняют обязанности по защите прав ребенка, но не замещает их работу. Основными направлениями его деятельности являются следующие:

  • контролирование законности действий властей, детских учреждений, граждан по отношению к детям;
  • оказание помощи ребенку, ущемленному в своих правах;
  • устранение угрожающих факторов легитимным интересам ребенка;
  • информирование граждан, в том числе несовершеннолетних, о наличии у детей прав, закрепленных в Конвенции, и возможностях их защиты.

В отличие от прокуратуры, омбудсмен компетентен оберегать интересы узкой группы населения — несовершеннолетних лиц. При этом он надзирает за сохранностью более широкого перечня их интересов, прописанных в Конвенции.

Особенность института уполномоченного по правам ребенка состоит в том, что прибегать к его помощи могут все граждане без возрастных ограничений. Это дает ребенку шанс самостоятельно сообщить об ущемлении своих прав, что исключено при обращении к уполномоченному по правам человека.

Детский омбудсмен лично принимает граждан, а также посещает места, откуда поступила жалоба и проводит другие виды проверок, чтобы найти или опровергнуть описанное в заявлении. Но жалоба будет рассмотрена не всегда, а только если она не была принята ранее другими компетентными инстанциями.

Уполномоченный участвует в судебных заседаниях по поводу решения спорных вопросов в отношении интересов несовершеннолетних, но в качестве третьего лица, не наделенного возможностью выдвигать собственные требования.

Такое положение ограничивает возможность отстаивания интересов детей.

Важное направление работы представляет обмен навыками между коллегами, в целях чего в 2005 году была создана Ассоциация детских омбудсменов в субъектах РФ. Сотрудничество между странами происходит в рамках Комитета ООН, Гаагского суда, ЕСПЧ.

функция детских омбудсменов состоит в гарантировании и оберегании свобод ребенка. Сегодня в России назначение регионального омбудсмена на пост носит рекомендательный характер.

Отсутствие отдельного закона, прописывающего полномочия и обязанности региональных омбудсменов, их зависимость от исполнительных органов власти в отдельных субъектах часто приводит к формальности и неэффективности работы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/upolnomochennyj.html

Лекция институт уполномоченного по правам ребенка в российской федерации

Институт уполномоченного по правам ребенка в рф

Уполномоченный по правам ребенка является сравнительно новым институтом в мировой практике. Впервые пост Уполномоченного по правам ребенка появился в Норвегии в соответствии с законом от 5 марта 1981 года, после многолетней дискуссии, начавшейся еще в 60-е годы XX века.

“Институт уполномоченных по правам ребенка” выделяется четыре основных способа образования института Уполномоченного по правам ребенка (далее УпПР) : .

институт Уполномоченного по правам ребенка учреждается специальным законом, принимаемым парламентом (Норвегия, Швеция, Исландия, Люксембург);

2. институт УпПР учреждается в соответствии с законодательством об охране прав ребенка, согласно которому функции омбудсмена непосредственно связаны с исполнением и контролем за исполнением соответствующего закона (Австрия, Новая Зеландия);

3. должность УпПР создается не на законодательной основе, а учреждается в рамках существующих государственных органов; такие омбудсмены состоят в штате государственного органа и подотчетны ему (Канада, Испания, Дания, Германия);

4. институт УпПР учреждается неправительственными организациями и работает под их эгидой (Финляндия, Израиль)

В Российской Федерации Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка которую занял П.Астахов.

В этой связи, согласно указу Президента,Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка возлагается на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

· проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

· направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

· привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

К базовым задачам Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка необходимо отнести:

– обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

– правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

– запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

– беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации;

– проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

– направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

– привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Контрольные вопросы

1) Назовите цели и задачи института уполномоченного по правам ребенка.

2) Какими Полномочиями обладает уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации?

3) Какова роль и значение уполномоченного по правам ребенка в механизме правовой защите прав детей?

Источник: https://studopedia.ru/7_41683_lektsiya-institut-upolnomochennogo-po-pravam-rebenka-v-rossiyskoy-federatsii.html

История становления института Уполномоченного по правам ребенка в РФ

Институт уполномоченного по правам ребенка в рф

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

способов, субъектов, норм, реализация которых позволяет осуществлять предупредительную деятельность на законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности; во-вторых, система предупреждения преступлений постоянно развивается параллельно объекту, на который она направлена-преступность; в-третьих, наряду с нормативным, финансовым, материально-техническим, кадровым, научно-методическим и иным обеспечением, является непременным условием осуществления предупредительной деятельности в соответствии с ее целеполаганием и необходимой для достижения целей эффективностью

Список использованной литературы:

1. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб., 2009.

2. Голик Ю.В. Уголовно-правовое стимулирование позитивного поведения: Вопросы теории. Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 2009

3. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Общая часть: Учеб. пособие / Красноярский институт МВД России. Красноярск, 2006.

4. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

5. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

© М.А. Коржев, 2015

УДК 342.723

М.А. Коржев

магистрант 1 курса магистратуры факультета государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет (СИНХ)

г. Екатеринбург. Российская Федерация

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РФ

Аннотация

Исторически сложилось, что после развала СССР и возникновения Российской Федерации, как совершенно нового государства, с отличной от «предшественника» политической системой и абсолютно иными органами государственной власти, долгое время отсутствовал единый федеральный орган, который осуществлял бы своими полномочиями защиту прав и законных интересов детей.

Ключевые слова

Права ребенка, положение детей РФ, Уполномоченный по правам ребенка в РФ, ЮНИСЕВ.

Вследствие этого, в 1999 году, Комитетом ООН по правам ребенка, по итогам рассмотрения второго периодического доклада Российской Федерации о реализации положений Конвенции о правах ребенка, были вынесены замечания касаемые отсутствия органа независимого контроля за положением детей в РФ. Так же, Комитетом ООН по правам ребенка были вынесены требования о формировании института Уполномоченного по правам ребенка в РФ, с целью соблюдения обязательств, принятых на себя Россией, как страной-участницей ООН, связанных с обеспечением положений Конвенции о правах ребёнка.

Хотелось бы отметить тот факт, что Обязательства государств по созданию таких национальных органов, как Уполномоченные по правам ребенка, содержатся в Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей» (пункт 31), принятых на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8-10 мая 2002 года). С законодательными инициативами о введении института Уполномоченных по правам ребенка на территории РФ неоднократно выступали депутаты Государственной Думы, Совет Федерации, общественные, в том числе правозащитные, организации.

Во исполнение обязательств направленных на реализацию положений Конвенции о правах ребёнка, с 1998 года, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, было поручено совместно

78

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ, реализовать пилотный проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

На первом этапе было учреждено 5 постов Уполномоченных различными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

По состоянию на 1 февраля 2003 года, было учреждено 12 постов Уполномоченных на уровне субъектов Российской Федерации (республики: Северная Осетия-Алания, Чеченская,

Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, города Москва и Санкт-Петербург) и 3 – на уровне муниципального образования (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург).

В 5 субъектах пост Уполномоченного был введён законом субъекта Российской Федерации (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская, Самарская области, г. Москва). Из 15 Уполномоченных трое работали от лица общественных организаций на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г.

Волжский Волгоградской области).

В ходе введения пилотного проекта Уполномоченного по правам ребёнка, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, не было дано конкретных инструкций, касаемых положения должности Уполномоченного по правам ребёнка в системе органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления и тем, какими нормативными актами, каких органов регламентируется деятельность данного должностного лица.

Порядок назначения и организационно-правовой статус региональных Уполномоченных был различен. В большинстве случаев Уполномоченные по правам ребёнка включены в систему исполнительной власти субъекта и назначаются главами высшего органа исполнительной власти субъекта.

Но имелись и случаи, в некоторых субъектах Федерации, где решение о введении должности Уполномоченного, а так же назначение, принималось законодательным органом или с его согласия.

Тем самым Уполномоченные приобретают парламентский статус и имеют большую независимость от исполнительной власти, что, как показала практика применения подобного метода назначения, повышает эффективность их работы.

Хотелось бы обратить внимание, что в отдельных субъектах РФ, а именно в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Северной Осетии-Алании, Самарской области для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам ребёнка был учрежден аппарат Уполномоченного или аналогичные ему структуры.

Первые годы работы Уполномоченных по правам ребенка показали, что проблема нарушения прав детей государственными органами (учреждениями), призванными обеспечивать права детей, а также ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей по защите прав детей, стоит очень остро.

Эти проблемы нашли своё отражения в периодических докладах Уполномоченных.

В этой связи учреждение на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка рассматривался органами власти субъектов Российской Федерации как целесообразный шаг по созданию качественно новой формы правовой защиты детей.

С введением должности Уполномоченного по правам ребенка в различных регионах страны – более активно пошел процесс формирования в общественном сознании идеи необходимости соблюдения семьями, обществом и государством прав и законных интересов детей. Возникла потребность в создании эффективных механизмов реализации детских прав во всех сферах жизни общества.

С появлением и развитием института Уполномоченных по правам ребенка по субъектам РФ, российское общество объективно продемонстрировало готовность и желание формировать на уровне общественного сознания и государственной власти реальный механизм обеспечения прав детей – в полном объеме и в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. И одним из основных элементов этого механизма, наряду с Уполномоченными по правам ребёнка по субъектам РФ, а так же иных органов государственной власти, в обязанности которых входит обеспечение прав детей, стал Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Основы деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, были выработаны исходя из анализа и оценки опыта проведённой ранее пилотной программы по введению и функционированию Уполномоченных по правам детей в субъектах РФ.

79

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Первый значимый шаг по введению должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка был сделан с момента издания Указа Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

N 986 “Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка”, который своими положениями утвердил, что необходимость ввода указанной должности объясняется необходимостью обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации и во исполнение этой цели, данный указ президента РФ устанавливал следующий набор основных прав детского омбудсмена, а именно:

-запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

-беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

-проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

-направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

-привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Список использованной литературы:

1. Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР № 1559-I от 13 июня 1990г.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Рос. Газета 1993г.

3. Федерации:Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ от 26 февраля 1997 г. Рос. Газета 1997 г.

4. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 986 . Рос. Газета 2009 г.

5. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правамребенка: Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1518 . Рос. Газета 2010 г.

© М.А. Коржев, 2015

80

№7/2015

ISSN 2410-6070

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

УДК 37.064.2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

М.И. Баликоева

К.п.н., доцент Кафедра иностранных языков Северо-Кавказский Г орно-Металлургический Институт (Государственный Технологический университет) г. Владикавказ, Российская Федерация

В.П. Рубаева К.п.н., доцент Кафедра иностранных языков Северо-Кавказский Горно-Металлургический Институт (Государственный Технологический университет) г. Владикавказ, Российская Федерация

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» С ПОМОЩЬЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик» в свете модернизации образования.

Особое внимание уделяется мастерству педагога в решении педагогических ситуаций, которым измеряется уровень педагогического профессионализма. Возникающие конфликтные ситуации побуждают педагога искать способы оптимизации взаимоотношений с учащимися.

Наиболее эффективной формой взаимодействия педагога и учащихся признается их сотрудничество в условиях совместной деятельности.

Ключевые слова

Педагогическая ситуация, система «учитель-ученик», взаимодействие, сотрудничество,

профессионализм.

Присоединение российских вузов к Болонскому процессу привело к изменениям в концепции российского высшего профессионального обучения.

Переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура), введение системы академических кредитов (зачетов) (European Credit Transfer System) и балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов актуализировали проблему совершенствования и модернизации образовательного процесса с учётом изменившихся целей и задач обучения.

Модернизация образования происходит в условиях комплексного преобразования системы общего образования; в частности, акцент ставится на саморазвитие учащихся в процессе их сотворчества с преподавателем; реализацию их субъектной позиции в процессе личностно ориентированного обучения.

В контексте личностно-ориентированного подхода проблема оптимизации образовательного процесса сопряжена со спецификой организации взаимодействия «учитель-ученик», подразумевая под этими терминами любого наставника и обучющегося.

Главное, что характерно для этого взаимодействия -неординарность пространства взаимоотношений и деятельности участников образовательного процесса, актуализируемых в различных профессиональных педагогических ситуациях: педагог обязан быть не просто специалистом высокого уровня в своей предметно-профильной деятельности, но и должен обеспечивать целостность, динамизм, системность, интегративный характер учебно-воспитательного процесса.

Исследования показывают, что чем старше ученики, тем позитивнее они характеризуют преподавателей, как правило, принимая во внимание не столько характер, отношения педагога, сколько профессиональные качества.

Однако в числе «любимых» после окончания учебы обычно называют не самых умных или профессионально развитых преподавателей, а тех, с которыми сложились доверительные и добрые взаимоотношения, тех, для кого эти ученики тоже были «любимчиками», т.е.

приняты, избраны, высоко оценены.

81

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-instituta-upolnomochennogo-po-pravam-rebenka-v-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.